– Режим нерабочих дней с 30 марта по 30 апреля не был основанием для переноса срока исполнения обязательств, исходя из ст. 193 Гражданского кодекса, – говорит финансовый аналитик Андрей Волоконцев. – К такому выводу пришёл Верховный суд.
ВС исходил из того, что выходные, нерабочие и праздничные дни предусмотрены Трудовым кодексом, а дни, внепланово объявленные нерабочими из-за распространения коронавируса, к Трудовому кодексу отношения не имеют. Это значит, что и правила по переносу исполнения обязательств, предусмотренные для таких дней, применяться к ним не могут.
Вместе с тем Верховный суд и Центробанк призывают банки и МФО учитывать возможности заёмщика по исполнению обязательств, например, может ли он прибегнуть к дистанционному обслуживанию; в случае обстоятельств непреодолимой силы должник не будет нести ответственности за просрочку платежа. При этом надо иметь в виду, что обстоятельства эти рассматриваются в индивидуальном порядке и в случае признания их таковыми должник будет освобождён только от штрафов за просрочку, но не от погашения долга.
Что касается закона о кредитных каникулах, который вступил в силу 3 апреля, то любой заёмщик, чей доход снизился более чем на 30% по сравнению со средним значением в 2019 г., может подать заявку в банк об отсрочке платежей на срок до шести месяцев. С предоставлением соответствующих документов, разумеется.