— Мой ответ ориентирован на возрастных покупателей, поскольку молодежь более свободно ориентируется в интернет-механизмах, — поясняет правовой эксперт vlg.aif.ru , заслуженный юрист России Владимир Кудрявцев.
Итак, маркетплейс — это электронная торговая площадка. Проводя аналогию с гипермаркетом, это место, где круглосуточно предлагаются разнообразные товары от разных продавцов, но только онлайн. Термин «режим онлайн» в законодательстве России не определен, но в отдельных нормативных актах под ним понимаются различные промежутки режима реального времени. В компьютерной технике «онлайн» означает, что устройство включено и готово к работе, а «офлайн» — либо выключено, либо не имеет соединения по сети связи.
Современный надежный маркетплейс имеет службу доставки, склады, пункты выдачи, инструменты для онлайн-продвижения. Предприниматель в нем может работать даже в одиночку либо с небольшим числом ассистентов.
Товары на маркетплейсе дешевле, чем во многих магазинах, потому что продавцам не нужно оплачивать аренду павильонов, коммунальные услуги, зарплату работникам торговых залов. Из-за большого объема заказов и отлаженной логистики купить что-то на маркетплейсе можно значительно дешевле, чем даже на сайте производителей.
Но маркетплейсы имеют и недостатки. Так, работая в электронных сетях, мошенники могут проникнуть в вашу электронную почту либо в аккаунт сети и «заказать» от вашего имени товары, за которые потребуется оплата, но будет трудно доказать, что вы ничего не заказывали. Еще один свойственный им ход — завлечение покупателя в переписку, например, предложением скидки на товар, либо рассрочки платежа, либо под видом поддержки и решения какой-то вашей неудовлетворенности или жалобы... А цель одна — получить персональные данные и коды документов, а затем списать деньги с ваших счетов.
Что должно насторожить
- Слишком низкая цена. Если речь не об экономии небольшой суммы в сравнении с официальным продавцом, есть повод насторожиться. Бонусом на таком сайте может идти тотальная распродажа, ликвидация, акция с начислением бонусов в размере x10 и т. д.
- Продавцы предлагают оплатить переводом на карту. Могут назвать ее «корпоративной картой компании». Такой платеж вы точно не оспорите и не вернете деньги, ведь по закону это не оплата товара. Даже если у вас высветилась форма, например Qiwi или «Яндекс.Деньги», не спешите вбивать данные. Присмотритесь, нет ли мелким шрифтом внизу экрана подписи «вы совершаете перевод физлицу». 5. На странице нет телефонов, адресов и реквизитов компании. Хотя и их наличие — не гарантия безопасности.
- Есть сайты-клоны с почти идентичным оформлением, но другими названиями. Чтобы их отыскать, придется покопаться в сети. Если увидите хотя бы одного «двойника», это точно мошенники.
- Нельзя оставить отзыв на магазин, при этом раздел с мнениями якобы покупателей есть. Все они хвалебные.
- Много ошибок в описании товаров.
- Сайт зарегистрирован недавно. Проверить срок существования можно в сервисе Whois. Особенно легко уличить в обмане тех, кто заявляет на главной странице, что работает уже несколько лет, а сайту на деле нет и года.
Что еще важно, чтобы не потерять деньги:
а/. Придумайте надежный пароль. В идеале он должен быть бессвязным, содержать заглавные и маленькие буквы, цифры, спецсимволы. При затруднениях можно воспользоваться генератором паролей.
б/. Заведите специальную карту для интернет-покупок и переводите на нее нужную сумму непосредственно перед оплатой. Не привязывайте обычную дебетовую, зарплатную, пенсионную карту к аккаунту сервиса! Да, это экономит пару минут при оформлении заказа, но и риск потерять все деньги с карты высок.
в/. Если решили часто пользоваться интернет-покупками , заведите специальную бонусную карту сервиса, но не держите на ней все свои сбережения или много денег. Лучше пополнять ее перед заказом на сумму, которую сразу потратите.