Из службы безопасности портала «Госуслуги» звонят сотрудники или мошенники?

Категория:  Общество Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48 30/11/2022
Ответ редакции

Без портала «Госуслуги» обходиться всё сложнее, а в иных случаях без этого сервиса нельзя в принципе решить те или иные вопросы. Однако и здесь может подстерегать опасность.

   
   

– Мне позвонили с незнакомого мобильного номера, – рассказывает волгоградка Татьяна. – Представились сотрудником службы безопасности портала «Госуслуги». Спросили, не подавала ли я просьбу об изменении номера телефона, привязанного к личному кабинету. Когда сказала, что нет, мне пояснили, что тогда это сделали мошенники и что мой аккаунт взломан. Убеждали, что мошенникам надо срочно помешать, иначе от моего имени могут заключаться сомнительные сделки. Обещали прислать код, который действителен в течение минуты, его надо было продиктовать. 

К счастью, Татьяна насторожилась. Она вошла в личный кабинет на «Госуслугах», убедилась, что там всё в порядке, и послала жуликов по известному адресу. Однако не все могут так правильно реагировать и легко попадаются на удочку.  

Минцифры предупреждает, что сотрудники портала гос­услуг никогда не звонят без вашей заявки и не запрашивают личные данные.

– Мошенники инициируют по телефону восстановление пароля к учётной записи пользователя, – объяснили по телефону доверия ГУ МВД России по Волгоградской области. – Они вводят номер телефона жертвы, после чего звонят и просят продиктовать код, полученный в СМС.

Аферисты, работая с современными технологиями, могут звонить и отправлять сообщения с официального номера «Госуслуг». При этом называют данные о вас, которые есть на портале и которых не найти в свободном доступе. В их числе: номер паспорта, ИНН, СНИЛС и даже история ваших действий в личном кабинете, вплоть до оплаты штрафов. Так лжесотрудник «Гос­услуг» очень грамотно входит в доверие.

Получив код, мошенники завладевают вашим личным кабинетом. Это позволяет им, например, похитить электронную цифровую подпись или оформить ИП или кредиты на ваше имя. Также они могут заполучить данные банковских карт и попытаться отвязать их от вашего номера.

   
   

Где мошенники добывают персональную информацию перед тем, как вам позвонить? Сотрудники правоохранительных органов утверждают, что все данные о нас лежат на поверхности. Например, телефон привязан к социальным сетям,  а там можно узнать о вас немало. Личные данные могут утечь через службы доставки, мобильные банки, сервисы лояльности в магазинах и т. д. Мошенники также используют различные программы взлома, фишинговые сайты, вирусы, что позволяет им красть логины, пароли и другую информацию, сохранённую в браузерах. 

Важно
Никогда не сообщайте по телефону номера карт, коды, кодовые слова, пароли. Не надо сохранять в браузерах никаких своих данных. А на сайте «Гос­услуги» включите двухфакторную авторизацию, при которой вводятся два пароля – от учётной записи и затем из СМС-сообщения, а также уведомление о входе в личный кабинет.