110 лет назад в Царицыне пустили трамвай. Это событие сразу назвали сенсацией. Жизнь города изменилась в один день. Какими же были первые вагоны и первый маршрут более века назад?
Новый транспорт начал курсировать по улицам уездного Царицына в апреле 1913 г. Трамвайное движение по единственному тогда в городе маршруту соединило три действующие на тот момент ключевые железнодорожные станции: Волжскую Волго-Донской железной дороги, Царицын (ныне Волгоград-I) Грязе-Царицынской железной дороги и Тихорецкую (ныне Волгоград-II) Владикавказской железной дороги. Его протяжённость достигала 10 км и состояла из 22 остановок.
– Во многом благодаря трамваю Царицын из маленького городка, в котором в середине XIX в. проживало всего 5-6 тыс. человек, за короткий срок смог превратиться в промышленный центр и транспортный узел юга страны, – убеждён историк-краевед Роман Шкода. – Первый пробный запуск этого транспорта стал для жителей Царицына сенсацией.
Как писали тогда местные газеты: «Поскольку в день пуска трамвая была песчаная буря, опасаясь, что трамвай сойдёт с рельсов, все дворники города, выстроившись в живую цепь, усердно подметали путь». Выручка за первый день работы нового транспорта составила 325 руб.
Подготовка к реализации столь значимого проекта шла в Царицыне более 10 лет, с 1899 г. Строился трамвай под руководством русских инженеров на средства городской управы. Для этого в 1903 г. городская дума получила «право на производство облигационного займа в 1 500 000 рублей, в том числе на сооружение лесотаски, освещения и трамвая». Трамвайные вагоны для Царицына изготовил Мытищенский завод.
В декабре 1914 г. была введена в эксплуатацию вторая трамвайная линия – от Купеческой пристани на берегу Волги (ныне Центральная набережная) до полицейского участка на ул. Воронежской (ныне – ул. Коммунистическая). К началу 1916 года построили третью линию – до завода ДЮМО (Донецко-Юрьевское металлургическое общество, в наши дни – завод «Красный Октябрь»). А в 1928-29 гг. была проложена трамвайная линия от Октябрьской площади до Сталинградского тракторного завода протяжённостью 15 км.
К 1940 г. сталинградский трамвайный парк состоял из 141 вагона. «Это было одно из крупнейших хозяйств города, которое работало рентабельно», – рассказали в МУП «МЭТ».
В годы войны сталинградские трамвайщики освоили производство военной продукции. С октября 1941 года по август 1942-го в мастерских трамвайного треста было произведено 200 тыс. снарядов для фронта.
Сталинградский трамвай продолжал работать вплоть до 23 августа 1942 года, дня варварской бомбардировки города фашистами. Во время уличных боёв в городе всё трамвайное хозяйство было уничтожено, однако уже в декабре 1943-го по маршруту из центра города до завода «Красный Октябрь» отправился первый восстановленный вагон. А в 1984 г. была открыта первая очередь линии трамвая нового типа – скоростного.