Православная церковь чтит 28 октября память девяти святых, известных по именам, и празднует день иконы Божье Матери под названием «Спорительница хлебов».
«Спорительница» - от слова «спорится», то есть удается, легко работается.
На этой иконе Божия Матерь изображена сидящей на облаках, а руки ее распростерты на благословение. Внизу - сжатое поле, а на нем среди трав и цветов стоят и лежат снопы ржи.
Написана эта икона была по благословению старца Введенской Оптиной пустыни иеросхимонаха Амвросия в девятнадцатом веке.
Отец Амвросий, который был великим русским подвижником, пламенел детской верой к Божией Матери, особенно чтил все Богородичные праздники и в эти дни усугублял молитву. Иконой этой старец благословил основанную им недалеко от Оптиной пустыни Шамординскую женскую обитель в честь Казанской иконы Божией Матери. Он же установил и день ее празднования, указывая тем самым, что Пресвятая Богородица - "Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного.
Перед своей кончиной, которая случилась именно в день, установленный им для празднования этой иконы, 28 октября, отец Амвросий заказывал во множестве фотоснимки с этой иконы и раздавал, рассылал их своим духовным детям.
А после икона эта явила множество чудес различных, связанных в первую очередь с получением урожая там, где она находилась, где ей молились, при том, что условий для урожая не было никаких.
Она и сейчас дарит свое благословение всем тем, кто ей поклоняется и кто просит о помощи в трудах по снисканию хлеба насущного.
Среди святых, вспоминаемых в церкви в этот день, народ выделил Евфимия Солунского, жившего в девятом веке в Палестине.
Родился и вырос он в довольно обеспеченной христианской семье, довольно рано по настоянию родителей женился, но всегда мечтал о служении Богу.
И когда ему исполнилось 18, он оставил жену и дочь, и отправился в монастырь на Олимпе, где принял монашеский постриг.
Спустя некоторое время Евфимий стал схимником, ушел в Афон и поселился там вместе с отшельником Иосифом, с которым соревновался в умерщвлении плоти. Когда молва о его подвижничестве стала распространяться, и к святому потянулись паломники, он укрылся от людей на острове. После смерти своего товарища Иосифа Евфимий основал монашескую общину близ Салоник, восстановив развалины древнего монастыря святого Андрея.
В народе Евфимия прозвали Осенним.
«Ефимий холодом корни трав и деревьев с землей смыкает, всякое насекомое в жухлой траве укрывает, на природу сон навевает», - говорили наши предки про этот день. И это было именно так – вся природа в это время готовилась к приходу зимы.
Вместе с тем уже и День всех Святых был не за горами, уже истончалась тонкая завеса между мирами. И потому нечисть тоже выбиралась наружу из своих укрытий.
По старинным русским поверьям, которые сохранились в записях этнографов, 28 октября особенно бесчинствовали кикиморы, которые летом мало как могли навредить людям, а тут им было позволено почти все.
Во они и «развлекались», донимая в основном представительниц женского пола. Мешала им в любом начинании: путала пряжу, рвала ткань, била горшки, толкала под руку, когда женщина доставала из печи и проч.
Согласно преданиям, увидеть кикимору можно было только в одном случае: если садилась за ткацкий стан, чтобы испортить работу. Вот тогда можно было осенить ее крестным знамением и попросить Ефимия о помощи
Но как бы не мешала женщинам кикимора в этот день, они продолжали своими делами заниматься. А дел было много, и в первую очередь это была именно работа с льном, который трепали и готовили из него пряжу.
Чтобы защитить себя и близких от нечисти, на запястье завязывали спряденную в этот день шерстяную ниточку. Отсюда, собственно, пошло и нынче известное поверье про красную нить на запястье. Да только не так это работает, как нынче рассказывают маркетологи. Ниточка та должна быть самостоятельно спрядена, либо самим человеком, либо кем-то из близких – она всегда была персонализирована, то есть у нее вкладывалась энергетика пряхи. Нить, созданная безликой машиной, не имеет никакой энергетики, и никаким оберегом являться не может. Если, конечно, не заряжена специалистом определенного уровня.
Можно было трепать лен и прясть, но шить и вязать в этот день было нельзя. Не следовало стирать и гладить белье. Согласно народным поверьям, кто на него ляжет, того ждут тяжелая болезнь и короткая жизнь. Ничего не ремонтировали и сломанное не чинили – вещь долго не прослужит, а мастер заболеет, считали. И волосы не стригли, чтобы жизнь не укоротить.
А если в доме был кто-то заболевший, в этот день крестьянки шили специальную куклу тряпичную, переносили на нее болезнь близкого человека, и куклу ту сжигали на костре, обращаясь при этом с молитвой с святому Евфимию. Считалось, что человек после этого обязательно пойдет на поправку.
Приметы дня на 28 октября:
- если на Евфимия выпадал снег, ждали богатого урожая будущей осенью;
- если круги на луне и ясное небо в ночь с 28 на 29 октября, то скоро придут морозы;
- если же круги вокруг луны красноватого оттенка и видны плохо, то скоро должен пойти снег и подняться вете;р
- если много мышей, зима будет теплой. Если комары в этот день появляются, то это тоже к теплой зиме.