– Православная церковь 26 октября отмечает день принесения списка иконы Иверской Божьей Матери в Москву (на Русь) со святой горы Афон, – рассказывает собеседник vlg.aif.ru Светлана Снежина. – Множество чудес было совершено и продолжает совершаться благодаря этой иконе – ее любят и почитают по всей Руси по сегодняшний день. И в церквях, и в храмах 26 октября читают акафисты, ей посвященные, а простые люди приходят, чтобы попросить Богородицу о своих нуждах и чаяниях.
Кроме того, церковь в этот день чтит память святого Карпа, епископа одного из римских городов в 3 веке, его помощника – диакона Папилы, который славился своими целительскими способностями как при жизни, так и после смерти, и его сестры Агафоники и Агафодора. Все они пострадали от римского императора Декия/Деция за веру свою христианскую.
В народном календаре этот день называют Агафоновым днем, или день Банного обиходья. Баня всегда играла большую роль в жизни наших предков, особенно в зимнее время и перед самым началом холодных дней ее надо было привести в полный порядок – прибрать, помыть, почистить, подновить. Для этого ими был выбран день 26 октября.
Кроме того, в этот день перебирали все лечебные травы, коренья и прочие части растений, что собирали в течение лета и осени. Часть из них шла на то, чтобы сделать полезные настойки, часть складывалась в специальные мешочки, чтобы быть заваренными в нужный момент, остальное собиралось в букеты для запаривания их потом в бане.
Это была целая наука, которой владели далеко не все, но в большинстве своем каждый из наших предков имел общее представление о том, что с чем из растений сочетается и что каким образом воздействует на организм в бане ли, в виде ли чая или настойки.
Убравшись в бане, ее хорошенько протапливали и вечером шли париться в нее всей семьей. Считалось, что если 26 октября человек хорошенько попарится в баньке, то это поможет ему обновиться внешне и внутренне. Женщины обязательно проводили в этот день в бане обряды на красоту, готовили специальные отвары для обновления кожи и омоложения организма.
Важно было париться в этот день исключительно березовыми вениками, а из бани выходить задом наперед. Оставив при этом угощение баннику – духу, живущему в ней. Оставляли ему мыло, веник и кадку с водой.
После бани обязательно накрывали богатый разносолами стол. Хозяйки старались угодить своим домашним и готовили их самые любимые блюда. Чаще всего это была разного рода выпечка, запеченные и копченые мясные блюда, холодец, молочные каши и проч.
На Агафона надо было быть аккуратнее с деньгами. В долг давать и брать категорически запрещалось, за покупками тоже старались не отправляться в этот день, все необходимое старались купить заранее - считалось, что если потратишь в этот день хоть какие-то деньги, то сделаешь тем самым дыру в своем кошельке, через которую денежки начнут «утекать», как песок сквозь пальцы.
Отдавать из дома тоже ничего нельзя было – ни на время, ни на совсем: наши предки верили, что любая отданная в этот день на время вещь никогда больше обратно не вернется, а отдашь что-то насовсем – дохода лишишься.
По той же причине нельзя было и ничем хвастаться 26 октября. В народе говорили: «Чем похвалишься, без того останешься». Будь то материальное приобретение, карьера, любовь или что-либо еще.
Приметы:
- облака красного цвета на закате обещали долгий затяжной дождь вскоре;
- если же дождь шел в этот день, то на следующий год можно было рассчитывать на богатый урожай;
- если петухи в этот день начинали кукарекать раньше обычного утром, то ждали потепления;
- если куры линять начинают с головы, то зима будет морозной.
До какого времени волгоградские водолазы будут поднимать останки защитников Сталинграда со дна Волги, в нашем материале.