Что непременно нужно сделать хозяйкам на Илларионов день, 3 ноября?

Категория:  Природа
Ответ редакции

— Православная церковь чтит 3 ноября память двух Илларионов, рассказывает эксперт vlg.aif.ru Светлана Снежина. — Илларион Великий жил в 3 веке в Палестине. Он одним из первых в этой стране начал проповедовать монашество и стал основателем нескольких монастырей, в которых утверждал строгий подвижнический образ жизни.

   
   

В прежние времена он был одним из самых любимых святых среди студенчества — ему молились о том, чтобы сдать экзамены, хорошо запоминать выученное и вообще просили о том, чтобы учеба давалась легко.

Илларион Псковскоезерский жил в 15 веке недалеко от Чудского озера. В 14-15 веке Псовские места не случайно прозвали российской Палестиной — в дремучих лесах Псковщины в это время то и дело возникали скиты, в которых селились пустынники — молитвенники за весь род людской.

Одним из таких пустынников был Илларион, который много молился, долгое время жил в дупле дерева, исцелил не одну тысячу человек, а потом стал основателем Покровского Озерского монастыря.

Ему принято молиться в любых сложных жизненных ситуациях, просить помощи в избавлении от физических и духовных недугов, а также о вразумлении детей своих, если те никак не могут найти дорогу к Богу.

В народе этот день назывался незатейливо — Илларионовым, и обычно 3 ноября уж выпадала первая пороша, но снег тут же таял, морозы были еще не столь крепкими, чтобы наладить санный путь. Поэтому крестьяне обычно выходили в этот день на улицу и начинали зиму зазывать, чтобы скорее пришла, слякоть убрала и санный путь установила.

Дорогам наши предки уделяли всегда особенно внимание — они считались символом жизненного пути, а уже про перекрестки и говорить нечего — на них ведьмы и колдуны всегда магию свою творили, поэтому обычные люди старались преодолеть их побыстрее, не задерживаться. В Илларионов же день все дороги и особенно перекрестки наделялись сакральным смыслом. Если кто не мог определиться с тем, какой путь в дальнейшем избрать, куда идти и что делать, то он выходил в этот день на перекресток и просил подсказок у пространства. Но справедливости ради надо сказать, что у предков наших такие вопросы возникали редко — обычно у всех путь был с детства предопределен.    
   

А вот в современном мире люди часто такими вопросами задаются, так что можно и на перекресток сходить, и Иллариону Псковоозерскому помолиться, совместив языческие и православные корни собственных предков.

А вот в дальнюю дорогу в этот день отправляться не рекомендовалось — считалось, что это может обернуться несчастьем. И эти самые несчастья подстерегали путников на каждом шагу, ведь дороги были раскисшими — на телеге завязнешь, а для саней еще ни снега, ни морозов не было.

Но был в этом и некий сакральный смысл — это был такой день перехода из осени в зиму, и следовало его провести дома вместе с домашними, никуда не выходя из дома и никого не пуская к себе. Происходила некая, как сейчас бы сказали, перезагрузка, и на следующий день люди выходили как бы обновленными и готовыми к новому годовому циклу.

Так что не смотря на то, что в современных реалиях санный путь ждать не нужно, дороги у нас всегда практически всегда пригодны для движения, но, возможно, следует прислушаться к советам предков и тоже по возможности побыть дома своей семьей и как бы внутренне подготовиться к новому циклу года, когда меняется погода, световой день, становится меньше солнца и проч.

Хозяйкам стоит приготовить вкусный праздничный обед, чтобы собрать за столом всю семью. Обычно в этот день готовили вкусный наваристый борщ и варили картошку, доставали соления и пекли пирожки с капустой.

Накормив всех вкусным обедом, женщины садились за рукоделие — старшие учили младших своему мастерству. Считалось, что в этот день нитка ровно будет идти и быстро складываться в магический узор, а навыки вязания легко запомнятся молодыми девушками.

Подарки в этот день ни дарить, ни принимать не следует. Как и отказывать всем тем, кто обратится к вам в этот день с просьбой.

Чтобы помянуть усопших родственников, надо было на перекрестке рассыпать зерно, чтобы птицы могли прилететь, поклевать и тем самым помянуть умерших предков.

Приметы: