Православная церковь чтит 18 июня память двух святых Дорофеев.
Первый — Дорофей Тирский, епископ финикийского города Тир, который жил на границе третьего и четвертого веков и пострадал за веру во время открытого гонения христиан императором Юлианом Отступником. Известен тем, что является автором «Синопсиса» — собрания сказаний о житии пророков и апостолов, которое содержит один из вариантов списка апостолов от семидесяти.
Второй — его тезка, скорее всего названный в честь уже ставшего на тот момент святым Дорофея Тирского, так как это был уже шестой или седьмой век — в разных источниках даты разнятся, Дорофей Газский или Палестинский, которого чаще называют просто «авва Дорофей».
«Авва» — это практически то же самое, что наш «отец, отче». Так, собственно, слово и переводится с арамейского. То есть мы привычно говорим, к примеру, отец Иоанн Кронштадский — его мало кто по-другому и вправду называл, а там, где жил святой Дорофей, служителей церкви называли аввами. Так он и сохранился в памяти людской, так его назвали и когда причислили к лику святых за все его благие деяния.
Согласно его жизнеописанию, вырос он в Газе в семье состоятельных родителей, получил хорошее светское образование, но иноческий путь манил его всегда. Он его и привел в итоге в монастырь аввы Серида неподалеку от Газы.
В одних источниках написано, что он сразу принял постриг, а других — что он долго жил в монастыре послушником. Нет сомнений в том, что в течение десяти лет он был келейником (помощником, прислужником, в армии это называется оридинатором) у преподобного Иоанна Пророка. Многому у него научился, набирался опыта и мудрости рядом со святым человеком.
Вообще, по воспоминаниям современников, авву Дорофея отличало то, что он был очень восприимчив к тому, что говорили ему старшие, буквально впитывал их мудрость и их наставления.
Кроме отцов обители аввы Серида Дорофей посещал и слушал наставления и других современных ему великих подвижников, в том числе и преподобного аввы Зосимы.
И когда не стало Иоанна Пророка, Дорофей не стал больше оставаться в монастыре аввы Серида, а покинул стены обители и основал свой монастырь.
Он записал все, о чем говорил с Иоанном Пророком, все, что слышал от Зосимы и от других святых людей. Творения его проникнуты глубокой духовной мудростью, отличаются ясным, отточенным стилем, простотой и доступностью изложения. Долгое время они находились во всех монастырских библиотеках и были обязательны к изучению.
В народе этот день был назван Дорофеевым, и в практической части был чем-то волшебным. Особенно для тех, кто имеет дачу или частный дом, где на участке растут плодовые деревья и овощные культуры и где всегда, что ты ни делай, полно сорняков!
Так вот. Если их удалить в день Дорофея, они больше там не растут — и никакие гербициды не нужны. В это не нужно верить — это нужно проверять. И применять в собственной жизни наработки наших предков.
Даже если это не сработает, то будет большая польза от того, что вы сорняки уберете. И вообще сделаете то, что предписывалось делать нашими предками в течение всего этого дня — не бездельничать! Иначе можно лишиться даже минимального благополучия в семье.
Кроме прополки огорода занимались на Дррофея и уборкой дома, и посадкой рассады, которая еще оставалась не высаженной или которая шла на замену пропавшей по каким-то причинам на грядках, а еще шли искать загадочную сон-траву, которая должна была расцвести в Дорофеев день и которая обладала чудесными свойствами оберегать семью от любых магических воздействий.
Приметы дня на 18 июня:
- если на Дорофея погода теплая и ясная, то уродятся зерновые;
- если утром этого дня наблюдается сильная роса, то это тоже о богатом будущем;
- если утром туман над водой стелется, будет много грибов;
- если утром на Дорофея цветы и трава пахнут сильнее, чем обычно, то быть дождю.