Что категорически запрещено на Федота Овсяника, 31 мая?

Категория:  Природа
Ответ редакции

Православная церковь чтит 31 мая память преподобного Феодота Анкирского и семи дев-мучениц, пострадавших за веру христову.

   
   

Все они жили и служили Богу в Римской империи, в страшные для христиан того времени годы правления ею императора Диоклетиана. Было это в третьем веке, и более жестокого правителя по отношению к христианам история не знает. Но в то же время это были годы, когда появилось самое большое количество святых – все это были люди, не побоявшиеся гонений и казней императора и его приспешников; люди, которые смогли открыто противостоять ему и всем тем силам, что за ним стояли. Все они показали величие той самой религии, за которую пострадали, и тем самым привлекли к ней внимание огромного количества людей. Их казни и жестокие испытания, выпавшие на их долю, которые они с Божьей помощью проходили, их стойкость и чудеса, происходившие с ними во время всех этих гонений, привели к христианству едва ли не больше людей, чем все проповеди и миссионерская деятельность.

Среди пострадавших за веру христову были и семь дев – Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия. Все они жили во второй половине III века в городе Анкире Галатийской области (современная Турция) и с юности посвятили себя Богу, проведя жизнь в молитвах, посте, воздержании и добрых делах.

Когда к власти пришел Диоклетиан, ему донесли о приверженности этих женщин, на тот момент уже довольно пожилых, Христу. Их привели на суд и потребовали отказаться от своей веры. Конечно же, они отказались. За что были подвергнуты жестоким истязаниям, которые должны были заставить их молить своих палачей о милости. Но ни одна из них не дрогнула, и все они в итоге были казнены.

Старшая из этих женщин – Текуса, приходилась теткой Феодоту, который был корчевников, вел праведный образ жизни и не только сам проповедовал христианство, но и своими беседами с посетителями корчмы часто приводил иудеев и язычников к истинной вере, а грешников — к раскаянию и исправлению. Кроме того, он совершал множество добрых дел - кормил нищих, помогал томящимся в тюрьмах и проч.

Именно к нему во сне пришла после своей казни Текуса с просьбой похоронить ее останки и останки ее сподвижниц по-христиански.

Феодор, конечно же, выполнил просьбу своей тетушки. И тем самым попал в поле зрения тех, кто выслеживал по указу Диоклетиана активных граждан, проповедующих христианство. Он давно ждал этого, знал, что рано или поздно за ним придут, но продолжал свой религиозный подвиг. И спокойно принял свою казнь, ни в чем не раскаявшись. Чудеса же, происходившие после его смерти на месте погребения привлекли к христианству большое количество новых поклонников.

   
   

На Руси день этот называли либо «Федор Овсяник», либо «Семь дев – долгунец». Потому что сеять было принято в это время и овес, и лен, который называли долгунцом.

Лен у наших предков считался женской культурой, поэтому и сеять его старались именно в этот «женский день», то есть день почитания такого количества женщин. А поскольку «у женщин все не как у людей», то подходили они к посеву льна по-особенному. До нас дошло множество историй, как в разных регионах страны перед посевом льна в его семена клали вареные яйца. Этот довольно редкий обычай был связан с тем, что яйца на Руси считались символом жизни и воскресения. Поэтому помещённые с вечера варёные яйца играли роль талисмана-благословения, обеспечивающего как хорошую всхожесть, так и хороший урожай льна.

Вечером поле посева льна устраивали девичники. Еще и потому, что девушкам в этот день не рекомендовалось оставаться в одиночестве – считалось, что если она 31 мая проведет в одиночестве, то замуж может вообще не выйти.

На девичник приносили приготовленную в этот день выпечку из овсяной муки – овес считался вторым «именинником дня», но его сеяли мужчины, что было в порядке вещей, поэтому отмечали только блюдами из овса.

Также в этот день предки наши очень почитали дубы – они к этому времени должны были последний лист распустить. Если этого не произошло, то сеять ни овес, ни лен не рекомендовалось. А к дубу как к священному дереву, которое всегда считалось символом могущества, славы и веры, приходили в этот день, чтобы попросить мира в семье и здоровья. Чтобы не навлечь на семью неприятности, 31 мая не стоит ломать ветки или срывать листья с дуба. Наши предки, кстати, считали, что именно на дубе растут те самые молодильные яблоки, которые дают бессмертие.

Приметы дня на 31 мая:

  • если рябина и яблоня только начинают расцветать к Федотову дню, то осень будет долгой;
  • если луб раньше других деревьев лист распустил, лето будет жарким;
  • если небо в ночь на 31 мая закрыто облаками, то скоро начнутся дожди;
  • если дует северный ветер, ждали заморозков;
  • если на закате солнце бледное, ждали дождей.