Православная церковь чтит в этот день память библейского пророка по имени Элиша. Согласно преданиям, он был помощником Ильи-пророка и жил, соответственно, в 9-10 вв до Рождества Христова.
Согласно преданиям, при его рождении произошло чудо: золотой идол, которому поклонялись местные жители, громко вскрикнул. Люди поняли: это — особый знак.
Когда Элиша вырос, он стал помощником Ильи-пророка. А после вознесения своего учителя на небеса — самостоятельным прорицателем. Элиша, проживший более ста лет и совершивший в своей жизни множество чудес, пережил многих царей и императоров и никогда не боялся говорить им правду.
Дар чудотворения, которым был наделен пророк, помог исцелиться многим людям и даже воскресить мертвых. Как при жизни, так и после своей смерти был он заступником простых людей, всегда воздавал всем по справедливости — как говорится, не взирая на лица и звания. Святой и сегодня пользуется успехом среди верующих как заступник великий незаслуженно обиженных, всегда помогающий восстановить справедливость и вернуть доброе имя.
На Руси Элишу переименовали в понятного русскому слуху Елисея и прозвали Гречкосеем, поскольку время было самое подходящее для того, чтобы сеять поздние сорта этой культуры. Так как за один день сев обычно не заканчивали, то начинали его, как правило, накануне — на Арину Гречишницу, а продолжали на Елисея.
Гречку в народе любили, кашу из нее ласково именовали «матушкой», ценили за питательность и за то, что она всегда была довольно высоко ценима на рынке, так как чтили ее не только на крестьянском столе, но и на дворянском да купеческом. Из нее мололи муку и готовили множество самых разных блюд, мололи муку, которая очень высоко ценилась
Поэтому к посевным работам, связанным с гречихой, всегда относились с трепетом. Чтобы всходы были хорошие, и чтобы зерно уродилось, следовало соблюдать все ритуалы и обряды, с этим связанные.
Одни из них были связаны с языческим прошлым и уходили конями в глубокую древность — как, например, катание яйца по семенам перед посевом. Поскольку яйца всегда были символом рождения и плодородия, то их соприкосновение с семенами, согласно этому ритуалу, как бы предопределяли рост и развитие растения, его урожайность.
Другие были привнесены в опыт крестьян с приходом христианства — такие, как поход в церковь и молитва святому Елисею, Акулине Гречишнице или тому же Николаю Чудотворцу, который был во всем крестьянам помощником.
К слову сказать, еще одно название дня — «Елисей — по колено в овсе», говорит о том, что овес-то к этому времени уже не только должен был взойти, но и уже подрос, и начинал колоситься. Все это только лишний раз подчеркивает то, что природу времени наши предки определяли в соответствии с тем, что происходило на полях с урожаем. И что все в их жизни было подчинено именно этому аграрному циклу.
Кухня наших предков тоже была подчинена этому циклу, и уж коли упоминались в этот день гречиха да овес, на них делали ставку, на них обращали внимание, из них и блюда на столы предпочитали ставить.
В обязательном порядке хозяйки готовили овсяный кисель — он был как вкусным, так и полезным. Варили непременно и гречневую кашу — либо с грибами, если они к тому времени нарастали в лесу и на полянах, либо с оставшимися еще в закромах солеными огурцами — такую кашу умели готовить только отдельные хозяйки по специально сохранившимся рецептам. И непременно на костре — считалось, что так она приобретала особенные обережные свойства.
Обережные свойства в этот день приобретала и одежда, которую обязательно носили в церковь для освящения. А вот расческу 27 июня в руки брать не рекомендовалось, иначе можно заболеть. Так что женщины ходили в этот день простоволосыми, пряча волосы под платком или повойником.
Приметы дня на 27 июня:
- если на Елисея день сухой и погожий, то гречиха уродится;
- если же в этот день идет дождь, то ненастье продлится семь недель и урожай может оказаться под угрозой, как и сенокос;
- если много комаров, то будет в лесу хороший урожай ягод;
- если много мошкары, то грибов будет много.