– В этот день православная церковь чтит память мученика Луппа Фессалоникийского, который был учеником Дмитрия Солунского, – рассказывает эксперт vlg.aif.ru Светлана Снежина.
В народе было такое представление, что святой Лупп – это такой крепкий рыжеволосый мужик. Он ходит по земле 5 сентября и хлопает по спине крестьян на счастье. Считалось, что от такого его «благословения» сил прибавляется и удача во всем сопутствует. Так что если встречали в этот день незнакомого рыжего мужика люди в своей округе, то низко ему кланялись и просили «ударить на счастье».
Сезон уборки на полях к этому времени уже был практически завершен, а в лесах да на болотах поспевала брусника, так что брали крестьяне туеса да корзинки и отправлялись за ягодами. Отчего и получил святой Лупп еще одно свое прозвище народное – Брусничник. Считалось, что если в этот день хоть небольшое количество ягод собрать, то можно рассчитывать на богатый сбор в дальнейшем.
Это нужно было сделать хотя бы потому, что в этот день на болотах можно было встретить деда по имени «Боли-бошка». Этот лесной дух, своего рода охранник ягод на болоте, перед людьми появлялся всегда в виде немощного старичка, неуклюжего, с большой головой и одетым в лохмотья. Обычно он выходил к ягодникам и просил помочь найти лукошко, которое потерял. И не важно, соглашался человек поискать вместе с ним лукошко или нет, водил леший его кругами и неожиданно исчезал.
В лучшем случае такая встреча заканчивалась тем, что человек выходил из леса с пустым лукошком и сильной головной болью, в худшем и в болоте увязнуть можно было…
Вечером 5 сентября принято было ходить в гости к соседям. В качестве гостинцев обязательно несли пироги и компоты из брусники, но самым главным блюдом на столе было мясо под брусничным соусом. У каждой хозяйки был свой рецепт этого блюда со своими секретными ингредиентами. В некоторых населенных пунктах в этот день даже соревнования устраивали между хозяйками – мужчины оценивали приготовленное мясо и выбирали лучше всего приготовленное.
Молодым девушкам же в этот день рекомендовалось держать строгий пост в течение дня, а вечером, нарядно одевшись, можно было пойти на «братчины» – своего рода соревнования парней, во время которых они, собравшись на поляне, сначала мерились своими силами, а потом братались.
Наблюдающие за ними девушки приглядывали себе пару и старались привлечь к себе внимание.
Лениться и бездельничать в этот день, как, впрочем, и в любой другой, за редким исключением, не рекомендовалось – считалось, что Лупп может рассердиться и удачу отнять.
Нельзя было также ничего одалживать в этот день, ни деньги, ни вещи, ни продукты, – можно было отдать вместе с этим свое счастье. Украшения лучше тоже не покупать – они могли стать поводом для ссор с близкими в будущем.
Рекомендовалось избегать в день святого Луппа любых острых предметов – даже рукоделием лучше было не заниматься, чтобы не уколоться иглой или крючком, это сулило на весь год испытаний судьбы.
Что касается природных примет, то 5 сентября обращали внимание на деревья, которые могли зацвести во второй раз. Если это случалось, то надо было готовиться к затяжной зиме. И прийти она могла рано, если в этот день клин журавлей тянулся к югу. Но если клин летел низко, то зиму природа обещала крестьянам не очень суровую.
Суровость зимы определяли также и по листу осины. Если большинство листьев с этого дерева ложится «лицом» к земле, то зима будет теплой, а если «лицом» вверх, то это предвещает зиму суровую.