Уйти. Чтобы вернуться. Актер Вадим Ситников - о переезде и закулисье

В «Мастере и Маргарите» музя-театра «Булгаковский дом» Ситников играл с Екатериной Климовой. © / Юлия Губина / Из личного архива

«В Москву, в Москву!» – повторяет, как заклинание, творческая интеллигенция, пакуя чемоданы. А волгоградский актёр Вадим Ситников взял да и вернулся из столицы в Волгоград. И тем самым сделал подарок многим волгоградским женщинам: почтеннейшая публика с удовольствием ходила в НЭТ «на Ситникова» ещё в девяностые, теперь и вовсе ликует. 

   
   

Почему актёр, чья карьера в Москве складывалась весьма удачно, предпочёл столице родные края, он рассказал в интервью «АиФ»-НП».

Лето, розы и фонтан

– Вадим, вы уезжали в столицу, будучи ведущим актёром НЭТа. Получается, не боитесь выходить из «зоны комфорта»?

– Не боюсь. А уж раньше – тем более. Когда встал вопрос о переезде в Москву,  мой однокурсник по Красноярскому институту искусств Сергей Алдонин, закончивший режиссёрский факультет ГИТИСа, пригласил меня в свой спектакль «Мастер и Маргарита» на роль Мастера. Спектакль шёл в театре им. Станиславского. И в течение девяти сезонов я выходил на сцену этого театра в качестве приглашённого артиста, был занят в нескольких спектаклях. Меня ввели в легендарные сказки театра им. Станиславского: «Царевна-лягушка», «Чёрная курица». 

А когда в театр пришёл Валерий Белякович и поставил свой спектакль «Мастер и Маргарита», у меня там была роль Левия  Матвея. 

Параллельно работал в Театре доброй сказки. Он гастролировал по России, в Испании. 

Интересным было сотрудничество с режиссёром Рамисом Ибрагимовым, создателем камерного театра «Диалог». Мы играли спектакли в художественной галерее «Царская башня» на Казанском вокзале: огромное помещение со специ­фической акустикой. Очень необычный актёрский опыт! А когда появился музей-театр «Булгаковский дом», я там играл в спектаклях «Мастер и Маргарита», «Заговор по-английски». А ещё участвовал в читке пьес на фестивале молодой драматургии «Любимовка», выходил на сцену Крёмлевского дворца в образе Дон Кихота… 

   
   

Мне интересен новый профессиональный опыт. А в столице много возможностей для актёрской самореализации.

– Тогда почему вы вернулись?

– Всё произошло естественно, органично. Главное, ты нужен, занимаешься своим делом, которое любишь и вроде бы умеешь делать неплохо… 

Я не могу назвать Волгоград родным городом. Родом я из Норильска, северный человек, хотя холод не люблю, впрочем, как и жару. С другой стороны, с Волгоградом столько связано в жизни: здесь живут близкие, любимые люди, здесь родилась дочка. Разумеется, здесь иной ритм жизни, чем в столице. Москва – сумасшедший мегаполис… Помню, какое яркое впечатление произвёл Волгоград, когда я впервые приехал сюда в 1992-м: Волга, лето, розы, фонтан на набережной! В начале двухтысячных
уехал в Москву, и когда периоди­чески приезжал, Волгоград казался каким-то застывшим городом. А сейчас меня радуют положительные изменения: появились удобные для людей, приятные глазу места. Особенно это стало заметно после чемпионата мира по футболу. (Улыбнувшись). Нам бы ещё пару-тройку мероприятий такого уровня, и будем жить в красивом и удобном городе!

– Но вы красиво вернулись: сразу получили главную роль в премьере НЭТа «Проделки Скапена», да ещё играете в нескольких спектаклях Молодёжного театра…

– Здорово, что есть возможность работать в разных труппах, разных спектаклях. Спасибо художественному руководителю Владимиру Бондаренко, что пригласил меня в ВМТ. Что касается роли Скапена, то изначально я себя не предполагал в этом образе. У меня было много сомнений, но благодаря режиссёру-постановщику Рашиду Загидуллину мы пришли к результату, который был тепло принят многими зрителями. 

Съёмки как вызов

– Если вернуться к вашей работе в столице, какие профессиональные встречи больше всего запомнились?

– Многие. Артисты, на которых смотрел снизу вверх, стали партнёрами на сцене. Например, Владимир Коренев, Елена Сафонова, игравшая в «Стакане воды» королеву. С Татьяной Лютаевой мы пересекались на кинопробах, а потом встретились уже в спектакле. Довелось поработать  с замечательными артистами: Екатериной Климовой, Екатериной Волковой, Лизой Арзамасовой, Филиппом  Бледным, Эрой Зиганшиной, Александром Пантелеевым, Ириной Кореневой и многими другими. Я благодарен судьбе за этот опыт, за людей, которые встретились мне. Это мой профессиональный и человеческий багаж.

– Вы активно снимались и в сериалах – в кино у вас более 50 ролей. Какие наиболее значимы?

– Звучит солидно: «более 50 ролей». Но, скажем, в сериале 10-30 серий, а ты снялся в эпизоде в одной серии – так, например, было в популярном сериале «Карпов», где у меня небольшая роль куратора из ФСБ. 

– Кстати, Владиславу Котлярскому, исполнителю главной роли в этом сериале, удалось создать весьма зловещий образ. А какой он в жизни?

– Замечательный актёр и прекрасный человек, мы с ним потом пересекались и в других сериалах. Но вообще для меня важен сериал «Окрылённые». Это российская версия английского сериала «Высокие мили». Его делала для канала «Ю» замечательный молодой режиссёр Анна Писаненко.  История о пилотах, стюардах, стюардессах. У меня там одна из главных ролей. 

Съёмки проходили в Москве, Хорватии. Английская версия более откровенная, а нам приходилось сокращать эротические сцены, или, допустим, в кадре ты держишь сигарету, но не закуриваешь, держишь бокал, но не отпиваешь из него… Сериал вышел. Планировался второй сезон, но не случилось… 

– А часто бывало, что, как Вы говорите, «не случалось»?

– Да, конечно. Звонят мне однажды из агентства, предлагают пробы на роль полковника полиции. Почему-то мне часто предлагают роли людей в погонах. Так вот, одна из главных ролей, сериал в сто серий. Записали пробы, утвердили. Ну, думаю, обеспечен работой на длительный период. Сняли первую эфирную серию. И… тишина. 

Таких историй масса: не случилось, отменилось, передумали… Это тоже часть профессии. Надо понимать, что на этом жизнь не заканчивается. И я надеюсь, что ещё будут интересные роли, интересные кинопроекты. 

Тем более что сейчас не обязательно ходить на кастинги. Записываешь самопробы, отсылаешь видео, и, если ты приглянулся, тебя приглашают. Недавно уже из Волгограда отослал видеопробы для съёмок в рекламе. Утвердили. Поехал, снялся в рекламе одного из банков. Кстати, кино настигло меня и в Волгограде: здесь довелось сняться в фильме Павла Подашова «Метеорит».

– А сниматься в рекламе интересно или это просто заработок?

– Я снимался в разной рекламе: банков, бытовой техники, соков… Для меня было откровением, что в съёмках 5-15-секундного ролика задействовано столько людей, техники, работают высокопрофессиональные режиссёры, операторы. Не разделяю пренебрежительного отношения к этому направлению актёрской деятельности. Наоборот, это своего рода профессиональный вызов: странный текст, странное поведение (как это часто бывает в рекламе), но ты должен сделать всё максимально органично. Это непростая и увлекательная  актёрская задача. Ну и, разумеется, съёмки в рекламе финансово выручают.

– Недавно в Молодёжке состоялся ваш юбилейный вечер, где вы не только блеснули в роли Дорна в чеховской «Чайке», но и удивили зрителя поэтическим даром... 

– Очень приятно, что руководство театра, коллеги решили меня так отметить. Внимание и доброе отношение всегда радует... Я вообще считаю, что важна не роль или пьеса, а кто и как её поставит, важно режиссёрское видение. Мне интересно в профессии, я открыт разному, готов к новому опыту. И мечтаю о роли, которая позволит проявить себя в новом качестве, неожиданном даже для самого себя.

Досье
Вадим Ситников. Родился в 1970 г. в Норильске. В 1992 г. окончил Красноярский государственный институт искусств, в том же году был принят в труппу НЭТ. С 2004 по 2017 гг. работал в Москве. Снялся в 56  фильмах и сериалах.