НЭТ как эксперимент. Главреж волгоградского театра о нескучной классике

Зрители успели увидеть Андрея Курицына в самых разных постановках. © / Волгоградский НЭТ

В этот сезон НЭТ вошёл с новым главным режиссёром. Новым и одновременно хорошо знакомым волгоградским театралам. Заслуженный артист РФ Андрей Курицын – заметная звезда в той блистательной актёрской плеяде, что собрал Отар Джангишерашвили в нашем городе, создавая Новый экспериментальный театр. И вот уже 35 лет аббревиатура НЭТ для волгоградцев звучит, вопреки всем лингвистическим законам, как утверждение. Утверждение театра.

   
   

В январе 2024-го Андрею Курицыну исполнилось 60 лет. О том, как чувствует себя известный актёр в новом амплуа, о состоявшихся режиссёрских работах и творческих планах корреспондент «АиФ»-Нижнее Поволжье» расспросил юбиляра.

«Вия» привёз от бабушки

– Андрей Владимирович, «АиФ»-НП»  поздравляет Вас с юбилеем. Кстати, как относитесь к своим дням рождения?

– Сейчас уже не очень люблю. В молодости, конечно, веселее, энергичнее было. Мы же все в одном доме жили. Отар Иванович собрал людей со всей страны. Все не местные, родных нет в Волгограде. Дружили между собой. В театре – вместе, все праздники – вместе, ходили из квартиры в квартиру. В общем, бурная молодость! А сейчас хочется больше уединения, размышления.

– В минувшем году Вы были удостоены Государственной премии Волгоградской области за постановку «Вий», это высокая оценка. А что для Вас самого является критерием того, что спектакль удался?

– Разумеется, приятно, когда твоя работа получает признание. Госпремия – это во многом результат высокой оценки зрителей. Спектакль идёт уже почти два года, но билеты на него раскупаются за два месяца вперёд. Как говорится, «попало» в аудиторию.

Я думал об этом произведении давно. В постановках «Вия» (особенно в современных киноверсиях) часто превалирует внешняя сторона, спецэффекты. Но это же не главное! Главное – смыслы, заложенные Гоголем, и особая атмосфера…

   
   

Знаете, в детстве меня на лето отправляли к бабушке в деревню. И вот по вечерам мы собирались в каком-нибудь сарае и рассказывали друг другу страшные истории. Городские дети – что-то из Эдгара По или Конан Дойла, а деревенские – местные предания и «страшилки»: о ведьмах, приметах и пр. Представляете: ночь в деревне, ни одного фонаря кругом, да если ещё гроза начнётся! Вот эту атмосферу и хотелось уловить.

Вначале я просто прочитал молодым актёрам эту повесть под музыку. И они загорелись, захотели в этом существовать, стали предлагать какие-то свои решения – и дело пошло! Большое счастье, что спектакль получился. Но так бывает не всегда.

– А чем руководствуетесь, выбирая материал для постановки?

– Хочется сделать что-то интеллектуальное, поднимающее зрителя, побуждающее к размышлениям. Но всегда есть опасения, что такая постановка не соберёт аудиторию. Отар Иванович говорил: для того, чтобы сделать один серьёзный спектакль, мне нужно поставить три комедии. Чтобы коллектив театра мог жить, зарабатывать.

– Но, кстати, Ваша премьера этого сезона «Пигмалион» – высокая комедия, сочетающая в себе занимательность и смысл…

– Это же классика. При нескучной форме, песнях, танцах в этой истории, безусловно, есть над чем поразмыслить. О том, например, что путь человека – это непрерывное развитие: необходимо самосовершенствоваться, учиться чему-то новому, тогда и жизнь твоя станет иной, более интересной, насыщенной… Но таких пьес мало.

Главное – доверие

– Как в Вашу жизнь пришёл театр?

– Не думал, что буду актёром. Хотел военным стать, потом – скульптором. Лепкой занимался. Но ещё я играл на гитаре. Тогда в каждом дворе пацаны играли на гитарах, учились друг у друга разным песням. И вот это удивительное ощущение, когда ты играешь, а тебя слушают, разинув рот… В общем, наверное, внимание зрителей и побудило меня стать актёром.

– А какой спектакль в детстве произвел на Вас впечатление?

– Моя семья жила в Заводском районе города Горького (ныне Нижний Новгород), где было всё: ясли, детсад, школа, училище, спорткомплекс, прекрасный клуб. Всё для того, чтобы человек рос, учился, а потом работал на знаменитом Горьковском авиазаводе.

Кстати, я после 8-го класса окончил ПТУ, первая моя профессия «слесарь-сборщик летательных аппаратов». Так вот, когда я был подростком, в наш клуб привезли «Кошку на раскалённой крыше». Главную роль играла Светлана Георгиевна Семёнова. Это было потрясение! Верил каждому слову, жесту… А потом Светлана Семёнова по приглашению Отара Ивановича приехала в Волгоград, работала в НЭТе. Для нас она была образцом профессионализма.

– Что сейчас обозначает слово «экспериментальный» в названии театра? Будете ли Вы как режиссёр придерживаться установки на эксперимент?

– Изначально это слово в названии театра было многозначным. Безусловно, Отар Иванович был режиссёром со своим особым видением. Он даже классику ставил по-своему, так, что она цепляла зрителей, находила горячий отклик в их сердцах. Например, два его спектакля, «Ромео и Джульетта» и «Маскарад», поставленные не в классической форме, идут до сих пор, их любит публика…

С другой стороны, каждый режиссёр экспериментирует, хочет поставить так, как ни у кого не было, чтобы спектакль был созвучен времени, по-настоящему трогал, захватывал зрителя. В этом смысле каждый спектакль – это эксперимент. Но наш театр был экспериментальным ещё и с организационной точки зрения, он одним из первых в СССР перешёл на контрактную форму работы.

– Как чувствуете себя в роли главного режиссёра?

– Хотя у меня есть режиссёрский опыт, но всё равно не ожидал, что так случится. В марте этого года будет 35 лет, как я работаю в НЭТе. Приехал сразу после театрального училища, с широко открытыми глазами, ни с какими режиссёрами до этого не работал, не считая студенческих постановок.

За эти годы много людей прошло через театр. Нас всего шесть человек «стариков» осталось – из тех, кто приехал в первый год. Так вот, сохранить доверие коллег: и тех, кто был со мной с самого начала, и молодёжи – это самое важное и, наверное, самое сложное.

Репертуарный театр – очень непростой организм. Невозможно занять в спектакле всех актёров. В актёрской профессии важно уметь дождаться своего момента, своего звёздного часа.

Билет в закулисье

– НЭТ планирует работать с приглашёнными режиссёрами?

– Конечно, работает и планирует в дальнейшем. В марте ожидаем режиссёра Владимира Даная. В прошлом году в рамках лаборатории он делал эскиз по пьесе современного драматурга Алексея Житковского «Космос». Эскиз театру понравился. И теперь Данай приедет ставить спектакль. Ориентировочно в конце апреля зрители увидят «Космос» на большой сцене. Работа с разными режиссёрами даёт возможность актёру развиваться. Новый режиссёр видит актёра по-новому, и порой случаются настоящие открытия. Так что, даже хорошо зная того или иного актёра, удивляешься: вот что ещё он, оказывается, может! А в конечном итоге выигрывают зрители!

Кстати, сейчас наша молодая актриса Анастасия Фролова ставит спектакль «Нотр-Дам». У неё уже есть успешный опыт постановок на малой сцене, а теперь вот режиссёрский дебют на большой. Премьера 7 марта.

– В Волгограде сейчас наблюдается всплеск зрительского интереса к премьерам, выставкам, концертам. В чём причина?

– На примере НЭТа могу сказать, что год после ухода Отара Ивановича театр находился в жесточайшем кризисе. Пришедший режиссёр стал всё ломать. Я видел, как в нашем зале на семьсот мест сидело от силы 120 зрителей. Мы очень переживали. Потом постепенно всё стало восстанавливаться, зритель вернулся. (Улыбнувшись) И не только в зрительный зал.

У нас директор проводит экскурсии по закулисью, так билетов не достать! Не знаю, почему в обществе возникла такая потребность, но хорошо, что это произошло. И надо не упустить момент: ставить хорошие спектакли. Чтобы зритель радовался вместе с нами, плакал вместе с нами, чтобы его волновало то, что волнует нас, и возникало чувство сопричастности.

Фото: предоставлено героями публикации.

– Наступивший год объявлен Годом семьи. Вам удалось построить крепкую семью. Поделитесь секретом успеха?

– Мы поженились в 1986-м, стало быть, 37 лет вместе… У меня нет какого-то оригинального рецепта. В первую очередь, это любовь, конечно. И терпение, взаимопонимание, умение уступать. Наверное, большую роль сыграло и то, что мы занимаемся одним делом. Надежда Курицына много лет работает помощником режиссёра, безотказно соглашается играть в массовых сценах, когда это необходимо. Моя жена – человек, искренне преданный театру. Одним словом, единомышленница.