В № 13 от 27.03.2024 г. «АиФ»-Нижнее Поволжье» рассказал о тайнах подземелий Свято-Духова монастыря в Волгограде. Но в нашей области есть обители с ещё более древней историей, а также такие, где подземные ходы сохранены и используются по сей день.
Глубже под землёй – ближе к небу
Для чего вообще создавались подземные ходы? Надо понимать, что времена тогда были неспокойные, и верующим приходилось укрываться от нашествия как иноплеменных врагов, так и казаков-бунтарей. Так и возникали обители, а с ними – подземелья.
Среди них – Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь в Серафимовичском районе, старейший в Волгоградской области. Созданный по образцу Киево-Печерской лавры, он привлекает множество паломников со всей страны.
«Первые монахи в этих краях поселились ещё в 1638 г., – говорит писатель, краевед, кандидат философских наук Сергей Иванов. – Их кельи на левом берегу Дона заливались, поэтому монастырь перенесли на высокие горы правого берега».
В 1785 году монастырь был преобразован в женский. Поворотным моментом в его истории стал приход сюда во второй половине XIX века 16-летней Арсении Себряковой. Она было дочерью известного землевладельца и воина Михаила Васильевича Себрякова. Арсения с детства решила посвятить себя служению Богу, до монастыря в Серафимовиче она была послушницей в Киево-Печерской лавре. Скорее всего, там она и была поражена масштабами пещер, созданных трудами монахов.
Поэтому, став настоятельницей монастыря – игуменьей, Арсения втайне от всех начала рыть пещеры. Это факт широко известный, и остаётся только удивляться тому, какой объём тяжёлых работ осилила настоятельница.
Однако, как говорит Сергей Иванов, подземелья в этих краях были ещё до матушки Арсении. Народная молва связывает историю монастыря с приходом известного бунтаря, легендарного Степана Разина. Молва гласит, что, причалив к левому берегу Дона, предводитель казаков хотел напасть на монастырь. Но ему в видении явилась Божья Матерь и сказала: «Не трогай мой монастырь». И утром, когда утих Дон, Степан Разин приплыл в обитель смиренным и покаялся в своих намерениях.
За это он принял в дар серебро и два фунта жемчуга «для покорения Персии» – эти драгоценности хранились в подземельях обители.
Разгадка не найдена
В 1871 г. игуменья Арсения обратилась с прошением к архиепископу Платону о разрешении строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери и получила одобрение. Строительство храма было окончено летом 1885 года.
По замыслу матушки Арсении, подземный лабиринт храма отобразил историю последних дней Христа. Пещеры идут по двум путям: один символизирует путь Иисуса, а другой – Богоматери. Образуя круг, они ведут к Голгофе. Главный вход в пещеры называется Крестным путём Спасителя. Другая часть пещер (она идёт вокруг главной) – Страстным путём Божией Матери.
По легенде, во время молитвы игуменья увидела план этих пещер, после чего к ней в облаке спустилась Богородица. И один камень сохранил отпечатки её коленей и ладоней. И если мирская версия гласит, что это монахини протёрли камень во время своих молитв, то всё равно остаётся загадка, которую ещё не могут разгадать учёные: в этом «камне слёз и покаяния» найден природный материал, аналогов которому нет на нашей планете.
С приходом советской власти монастырь был закрыт, храм разграблен, гроб игуменьи Арсении, преставившейся в 1905 г., вскрыт. Тело её оказалось нетленным. Наутро гроб с телом исчез и не найден до сих пор.
Сам монастырь начали восстанавливать в 90-е годы, работы заняли 20 лет. В 2003 г. здесь заложили ещё один храм – Преображения Господня, который освятили в 2014 г. Она стал настоящей жемчужиной монастыря и всей Волгоградской области – его украшают 33 золотых купола по числу лет жизни Христа. Он рассчитан на монашеские богослужения.
Бежали из сибири
Кременской Свято-Вознесенский мужской монастырь – один из старейших, относящихся к Всевеликому войску Донскому. Он находится на правом берегу Дона в Клетском районе.
С ним тоже связано немало преданий и легенд: так, в XVI веке, во времена известного атамана, завоевателя Сибири Ермака Тимофеевича, в здешних подземельях укрывались соловецкие монахи.
Позже, в первой половине XVII века семь монахов-отшельников на этом месте вырыли большую пещеру и построили церковь. После нападения на них разбойников и захоронения братии это место стали называть «Семибратской могилой». Так начал создаваться монастырь.
Работы начались в 1694 г., когда казачий сход пожертвовал духовенству порядка 21 кв. км земель (2000 десятин). Осваивать эти места стали монахи из Воронежской губернии. В XIX в. они создали неподалёку несколько скитов, выкопанных в меловых кручах над Доном. Ходы в меловых породах выдалбливали кирками. А в 1782 г. на берегу Дона заложили основание Вознесенского собора.
Чудо этого монастыря – в целебной силе подземного источника, который, по преданию, исцеляет больных.
Сейчас здесь хранятся такие православные святыни, которых немного по всей России: так, в 2013 г. покровитель монастыря передал монахам бесценные реликвии — частицы пояса Богоматери и Креста Господня.