В этом году исполняется 145 лет со дня рождения известного царицынского церковного деятеля и бунтаря Илиодора, который был одной из самых ярких и противоречивых фигур в России начала XX века. В том, чтобы посеять смуту в умах, ему не было равных, а вся его жизнь была похожа на лихо закрученный киносюжет.
Взять реванш
Будущий смутьян родился в 1880 г. в х. Большом станицы Мариинской Первого донского казачьего округа Всевеликого войска Донского (в настоящее время это территория Ростовской области). Семья Труфановых была бедная, зато многодетная и набожная. Сына назвали Сергеем.
«По происхождению он был не из чистых казаков, – рассказал на лекции в библиотеке им. Горького ученый-краевед, руководитель отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Волгоградской епархии Сергей Иванов. – Однако на жизненных перепутьях он часто заявлял о себе: «Я – борец, поскольку казак».
Сергея Труфанова часто обижали в детстве. И, судя по историческим источникам, будущий служитель церкви решил доказать, когда вырастет, что он «птица высокого полёта».
Он окончил духовное училище, а потом семинарию в Новочеркасске. Поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где принял монашеский постриг. Благословил его на это сам Иоанн Кронштадтский.
Юный монах глубоко проникся христианскими идеями и уже во время учёбы в Санкт-Петербурге активно занимался благотворительностью.
Однако уже в это время стали проявляться и авантюрные наклонности Сергея Труфанова. Он начал ходить в политический кружок, который вскоре закрыла полиция. Избежал ареста только Сергей. Напрашивается вопрос: почему?
Илиодор стал «ходить в народ», миссионерствовал. Потом переехал в Ярославль для работы в местной семинарии, но там он стал конфликтовать со студентами. В итоге высшему церковному руководству не понравилось, что монах вмешивается в политику, и его быстро отстранили от преподавания.
Издавал газету и рыл подземные ходы
Илиодора перевели из Ярославля на Волынь. В то время эта область на границе современных Западной Украины и Белоруссии была центром черносотенских идей, то есть крайне правых националистических и политических течений. Наиболее мощной силой правых был образованный в Петербурге в октябре 1905 г. Союз русского народа.
Покажется странным, но здесь Труфанов, оставаясь монахом, начал выпускать черносотенную газету. Пропаганда дала свои плоды: на собрания в Почаевской лавре стали собираться десятки тысяч человек.
Разразился ещё один скандал – экстремистские высказывания не понравились еврейской диаспоре, за что Илиодора выгнали из Почаева.
В 1907 г. саратовский епископ Гермоген назначил Илиодора на должность настоятеля монастыря в Царицыне. Он за год на деньги высшей аристократии обустроил Свято-Духов монастырь с подворьем.
«Но, несмотря на запреты Синода, Илиодор продолжал активно заниматься политической деятельностью, – отмечает Сергей Иванов. – То есть он поступал не как православный монах, для которого главное – послушание».
Илиодор выступал с пламенными проповедями, во время которых толпа выкрикивала «Русь идёт!». Участники крестных ходов, которые возглавлял Илиодор, часто избивали прохожих за их якобы неуважение к вере.
Иеромонах организовывал для народа настоящие спектакли: так, в августе 1911 г. в овраге перед монастырём торжественно сожгли бумажную «гидру революции» в виде дракона. Предварительно ей зачитали приговор, состоящий из семи смертных грехов. После церемонии людей угощали сладостями.
Царицынское духовенство не приняло Илиодора, посчитав, что он находится «в прелести» (заблуждении. –Авт.). В газетах печатались статьи, где монаха упрекали в небогоугодном поведении, на него часто подавали в суд… Но вместе со всем этим популярность его росла, люди на нём будто помешались.
«Противостоять недовольству власти Илиодору помогала дружба с епископом Гермогеном и с приближёнными к императору Николаю II странными «святыми», – объясняет Сергей Иванов. – Он общался с Григорием Распутиным, Митей Козельским, Васей-босоножкой, Марфой Блаженной. Так, Распутина иеромонах возил в Дубовский монастырь».
Снова в фаворе
В конце концов не выдержали нервы у саратовского губернатора Петра Столыпина – он распорядился отправить Илиодора в ссылку в Тульскую губернию.
«Илиодор наотрез отказался, – рассказывает Сергей Иванов. – Он заточился в своём монастыре, начал там рыть катакомбы. Помощников призывал: «Спасёмся, как первые христиане!» Обещал, что тот, кто копает, может быть там же похоронен. Рассчитывал на 5–6 тысяч захоронений».
Тайные подземные ходы тянулись на сотни метров, их выкладывали кирпичом, устраивали подземные резервуары для воды.
И тут за Илиодора вступился владыка Гермоген. Император Николай II принял скандального иеромонаха и даже обещал сделать его митрополитом. А императрица подарила Илиодору для раздачи в народе 30 тысяч образков и крестиков.
Интриги на том не закончились: Илиодор с Гермогеном устроили заговор против Григория Распутина. Этого царская семья не простила – оба были наказаны и отправлены в ссылку. Синод лишил Илиодора сана.
Расстриженный иеромонах переехал в хутор Большой области Войска Донского. С ним отправились некоторые из его почитателей и гражданская жена Надежда Перфирьева. И здесь он не смог остановится, создав свою секту.
В 1914 г. одна из последовательниц Сергея Труфанова совершила покушение на Григория Распутина. На бывшего монаха заводят уголовное дело. Он покидает Россию и уезжает в Финляндию, переодевшись в женскую одежду. С побегом ему помогли политик Александр Керенский и писатель Максим Горький.
Но и рубежом Труфанов не давал никому забыть о себе – он шантажировал российское правительство тем, что обнародует компромат на Григория Распутина. А потом ещё и создал киностудию. Сам играл в фильмах, издевался над бывшей родиной, подогревал русофобские настроения.
После революции 1917 г. неожиданно для многих Илиодор вернулся на родину и чудесным образом превратился в сторонника революционеров.
В Москве он наладил контакты с новой властью, а возвратившись в Царицын, попросил выделить ему землю для коммуны и получил её.
Теперь он строит христианское общество под названием «Вечный мир» на коммунистических началах. Заодно объявляет себя патриархом всея Руси и 24 апреля 1921 г. выступает на трибуне под крики многотысячной толпы. Однако его попытки создать под руководством ВЧК «обновленческую церковь» ни к чему не привели.
Тогда Труфанов снова уехал в США и попытался создать «новую церковь» там. Но затея не имела успеха, и постепенно его популярность стала сходить на нет.
В последние годы жизни бывший иеромонах работал швейцаром в гостинице. Один его сын был убит, остались двое. Ушёл из жизни он в 1952 г. и был похоронен в Нью-Йорке.
Мнение
Профессор ВГСПУ Василий Супрун:
«Судьба Илиодора заставляет нас задуматься о том, как важно на переломах истории или в смутное время не бросаться из одной крайности в другую. Задумаемся: почему Царицын перед 1917 г. привлёк к себе такие неоднозначные, тёмные и мистические силы? Илиодор, став духовником «смутного времени», давил на психику людей, пытался дёргать их за ниточки. В этом он был настоящий талант! Но его деятельность, по подсчётам специалистов, поддержало всего 10% горожан. Однако на переломах эпох вновь и вновь будут появляться такие одиозные личности, и общество снова наступит на те же грабли…».