История под ногами. Чем интересны канализационные люки Волгограда

Они пережили войну

«Волгоградские канализационные люки – уникальное наследие прошлого, - считает историк Роман Шкода. – Ни в одном городе я не видел дореволюционных люков в таком количестве и качестве, как в нашем, пострадавшем от войны».

   
   

Большинство дореволюционных люков благополучно пережили Сталинградскую битву и дошли до наших дней в практически идеальном состоянии – только где-то потерлись буквы, но надписи все равно можно различить.

Например, вот этот люк, сделан на заводе в Макеевке, ныне территория ДНР. Такой образец можно часто увидеть в волгоградских дворах.

Самые распространенные люки в Волгограде – «Макеевские». Фото: Информационный портал Царицын.рф / Роман Шкода

В центре люка заглавные буквы «Ц.Г.У.», что означает «Царицынская городская управа». Скорее всего, люки закупали на всю канализационную систему Царицына ориентировочно в начале ХХ века.

Чугунная география

Среди канализационных люков встречаются как люки местного производства, так и канализационные «крышки» из других городов. По ним можно изучать географию нашей страны.

Этот люк приехал из Астрахани. Фото: Информационный портал Царицын.рф / Роман Шкода

Астрахань, Ржев, Запорожье, Свердловск – большая часть из этих люков уже послевоенного производства.

«В более поздние времена надписи на люках исчезают либо «сжимаются» до технических аббревиатур, - говорит Роман Шкода, - Опрощение это происходит где-то с начала 60-х годов, поэтому люки, которые содержат в себе названия, сделаны ориентировочно до конца 50-х годов».

   
   

Пропавшее наследие

Однако тот факт, что в большинстве своем люки являются своего рода культурным наследием, не смущает воришек. Например, в этом году исчез уникальный, единственный в городе люк, выпущенный на заводе Н.А. Бондина.

Люк прятался в подворотне одного из жилых домов. Фото: Информационный портал Царицын.рф / Роман Шкода

Николай Бондин был царицынским предпринимателем и основателем завода, который после революции получил название «Красный металлист». Во время Великой Отечественной войны завод выпускал автоматы и пулемёты. В 1959 году завод сменил название на производственный комплекс «Ахтуба». Это предприятие по сей день остаётся одним из ведущих в оборонной промышленности России.

«Все исторические люки и по сей день несут свою трудовую вахту, - говорит историк Роман Шкода. – Но все же подавляющее большинство люков в городе – серая масса, заполнившая Волгоград, начиная с 70-х гг., сделанная без вдохновения и, как говорится, «без гения». Упадок творческого мышления, охвативший отечественную конструкторскую мысль в застойный период, как нельзя хорошо иллюстрируется тем, что лежит у нас под ногами. А ведь из городских люков можно сделать привлекательную для туристов фишку: оставить старые экземпляры, а всю «серость» заменить на красавцев с гербом города. Изготовление такого люка по себестоимости никак не будет отличаться от безликих кружков, которые сейчас «украшают» наши улицы».

Материал подготовлен при поддержке информационного портала Царицын.рф.