История – не Диснейленд. Как спасти волгоградские артефакты от разграбления

Ровно полвека назад волгоградский учёный-археолог Владислав Мамонтов получил официальное разрешение на ведение археологических изысканий. 

   
   

Сегодня на счету учёного и его экспедиций - сотни открытий, тысячи артефактов. Мамонтов убеждён: археология - это не только романтика раскопок. Без учёта археологического наследия общество не сможет развиваться дальше.

Следы цивилизаций

- Чем интересен наш регион с точки зрения археологии? 

- Нижнее Поволжье - уникальная территория. У нас представлены все культуры каменного, бронзового, раннего железного века. Есть многочисленные следы «курганных» кочевых цивилизаций, средневековых государств - Хазарского каганата, Золотой Орды. Наши степи - кладезь археологических артефактов. Археологи работали здесь начиная с XIX века. Но и сейчас земля продолжает открывать свои тайны. Заглянул недавно в статистику своей археологической деятельности. Оказалось, что я обнаружил более 140 памятников в 22 районах области, из них 98 курганных могильников и 22 одиночных кургана. А всего только на моём счету - более 700 курганов и примерно 4,5 тыс. погребений - от средней бронзы до позднего Cредневековья.  

- Тогда непонятно, почему региональная археология начала развиваться только полвека назад? 

- Довоенная школа была разрушена. В Сталинграде в 30-е годы гремели политические процессы вроде «дела краеведов». Известные исследователи того времени были репрессированы за мифическую «связь с иностранной разведкой». На наших знаменитых уже тогда золотоордынских городищах, курганах-могильниках работали учёные из столицы, Казани, Ленинграда, Воронежа, Саратова. И только в конце 50-х годов появилась сталинградская археологическая школа. Спрос на работу археологов был тогда огромный. По закону в зонах затоплений великих строек - Волжской ГЭС, волжского «моря», канала Волго-Дон должны были поработать изыскательские партии. 

Досье
Владислав МАМОНТОВ, заведующий археологической лабораторией НИС ВГСПУ. Родился в 1936 году в Сталинграде. С первого курса Сталинградского пединститута начал заниматься в кружке археологов. Член ассоциации «Дети военного Сталинграда». Обладатель почётного звания «Хранитель традиций».
   
   

- Что-то удалось спасти?

- К сожалению, не всё. К примеру, «Водянское» городище (или Бельджмен) - средневековый город-ворота в Золотую Орду. Сейчас он с одной стороны граничит с райцентром Дубовка, а с другой у него - обрывистый берег водохранилища. Охранять такой объект от непрошеных «исследователей» непросто. К тому же площадка памятника обрастает свалками и метр за метром смывается в водохранилище. Но Бельджамен хотя бы процентов на сорок исследован. Чего не скажешь о другом средневековом поселении - Тартанлы, которое располагось на месте нынешней Спартановки. Эту территорию в советское время застроили столь лихо, что никаких, даже самых общих исследований провести не удалось. Чуть больше повезло известной стоянке людей верхнего палеолита в долине реки Сухая Мечетка. В 50-е годы ленинградский исследователь Сергей Замятин успел изучить эту стоянку где-то на треть. Сегодня это место ещё можно доисследовать, но сделать это сложно - всё вокруг застроено. Другой пример  - Предмостная площадь в центре города. Там богатейшие архитектурные слои, связанные с промышленной архитектурой Царицына. Но когда пару лет назад в этом месте начали строить гостиницу, археологов к котловану даже близко не подпустили. Хотя это грубейшее нарушение закона. 

«Пивные специалисты»

- Были ситуации, когда за порчу объектов архитектурного наследия нарушители понесли реальное наказание?

- Я такого не припомню. Хотя раскопки «чёрными копателями» древних могильников, курганов - это надругательство над умершими. Почему древние городища «Царёвское», «Водянское» не охраняются и вся земля здесь в шрамах от незаконных раскопов? Лично у меня ответа нет. Наши артефакты спасает от полного разграбления только дилетантство «чёрных копателей». Например, недавно я со студентами клуба «Легенда» раскапывал курган в Калачёвском районе. На несколько дней мы уезжали по делам в город, а когда вернулись, увидели следы деятельности «чёрных копателей». Только вот от полного незнания нашей работы эти горе-исследователи умудрились прокопать мимо могильника с интереснейшим захоронением. Пройдя метра два тяжёлой суглинистой почвы, они этот тяжкий труд бросили. Только пустые бутылки из-под пива на память о себе оставили.

- Сегодня стало модно говорить о том, что памятники археологии необходимо сделать привлекательными для туристов…

- Это неплохая идея. Например, памятник археологии «Танаис» под Ростовом власти сделали местом паломничества туристов. У нас по такому же принципу можно было оборудовать городища времён Золотой Орды под Дубовкой, под Ленинском. Только вот ни нашим властям, ни бизнесу это неинтересно. Периодически появляются легковесные коммерческие проекты, например, поставить на Спартановке кафе «У мамонта» и стилизовать его находками со стоянки неолита! Но всё это ненаучно.Памятники истории требуют  серьёзного отношения. Пора усвоить, что любая площадка с артефактами - это не филиал Диснейленда. Если мы подойдём к истории легковесно, то ничего кроме блокбастера-однодневки вроде фильма «Сталинград» не получим. Говорю это как человек, который пережил эту битву ребёнком здесь, в сражающемся городе.   

Читайте также: Афиша Волгограда. Как провести свободное время