Одна из самых зрелищных номинаций на Дельфийских играх – цирк. Здесь юные акробатки демонстрируют чудеса гибкости, а воздушные гимнасты взлетают под купол цирка. Чтобы найти ответ на вопрос «Что манит людей на арену?», «АиФ-Волгоград» расскажет 4 истории современных артистов цирка.
Братья-жонглеры
В свете софитов – двое мальчишек, Александр и Алексей Сычевы из Москвы. Кажется, что арена слишком велика для братьев-жонглеров, но вниманием зрителей они завладели прочно.
В руках юных артистов бесконечным потоком крутятся, подпрыгивают, летают предметы. Зрительный зал, заполненный лишь наполовину, взрывается аплодисментами, когда братья начинают жонглировать булавами приобнявшись.
«Жонглировать нас научили родители, — Александр, на правах старшего брата, ему 16, первым берет слово. — Когда только начинали заниматься, папа и мама иногда заставляли нас. Они видели, что нам интересно и не хотели, чтобы мы бросали».
Сычевы успевают учиться, побеждать на фестивалях и играть в футбол во дворе.
«Он почти отличник», — кивает Саша на своего младшего брата.
«Да, — гордо кивает кудрявой головой 9-летний Леша и с горящими глазами говорит: Я еще хожу на ИЗО, занимаюсь английским и испанским».
Братья Сычевы говорят, что и дальше будут жонглировать. Более того, мальчишки планируют когда-нибудь передать секреты мастерства своим детям.
Под куполом цирка
В фойе цирка небольшое столпотворение. Волонтеры выстроились в очередь: все хотят сфотографироваться с воздушной акробаткой на полотнах. Марина Лайкина только что спустилась из-под купола цирка. Девушка из Екатеринбурга, ей 19 лет.
«В детстве я увидела, как ребята прыгают сальто на баллоне. Долго упрашивала маму, чтобы она отвела меня в цирковую студию. Через месяц занятий я подготовила свой первый номер – воздушная гимнастика на обруче, — вспоминает Марина свое знакомство с миром цирка. — В 12 лет я уехала работать в польский цирк. Там закончила школу. 4 года назад я даже думала по-польски. Сейчас работаю в Екатеринбурге в иллюзионном аттракционе».
Марина из тех артисток цирка, которых распиливают и поджигают. Девушка в восторге от своей работы и не представляет другой жизни.
«Я бы не смогла сидеть за компьютером и разбирать бумажки, — говорит Марина. — Может на месяц меня хватит, но не на всю жизнь. Это не мое. Ты видел столько всего, ты ощущаешь себя частью арены, а будешь сидеть в кабинете и ощущать себя частью бумажек?! Всю жизнь, конечно, не буду летать. Хочу учить детей цирковому искусству».
Перекреститься и на арену
На небольшом подиуме поражают воображение зрителей две крошечные гимнастки из Армении. Девочки гнутся так, что от страха за них хочется зажмуриться. Артистки, сверкая своими темными глазами, с каждым новым трюком раздвигают границы человеческих возможностей. Кульминация номера: одна из гимнасток держится зубами за трость, а вторая, опираясь на свою партнершу, застывает в причудливой позе. На лицах зрителей смешиваются страх, изумление и восторг. Девочки, наивно хлопая глазами, покидают арену.
«Сусанна с 5 лет занималась художественной гимнастикой, — рассказывает Рузанна Миносян - тетя самой маленькой гимнастки. — Как-то ее увидели специалисты из цирковой школы имени Г. Гиносяна, с тех пор она занимается акробатикой. Это у нас семейное, мы с сестрами в свое время тоже занимались гимнастикой. Вторая тетя Сусанны в свои 40 лет может почти такие же штуки вытворять».
Армянские эквилибристки на тростях после своего номера скромно стояли за кулисами, наблюдали за выступлениями других дельфийцев, шептались. Когда на арену вышла их соотечественница, эквилибристки оживились. У них была ответственная миссия — помогать своей подруге по команде, подносить обручи. Прежде, чем выйти на арену с обручем, одна из акробаток перекрестилась. За выступление подруги эквилибристки переживали больше, чем за свое.
Лезгинка на канате
«Сколько выступлений канатоходцев смотрела, но ваше – самое лучшее, самое оригинальное», — рассыпается в комплиментах работница цирка Ольга. В фойе она встретила артистов из Дагестана, которые своим выступлением поразили ее.
Дагестанских канатоходцев из цирковой студии «Пехлеван» публика приняла очень тепло. Прыжки, шпагат, лезгинка, езда на колесе — все это юные артисты исполняли в нескольких метрах над ареной на тонком канате.
«Страх — не попутчик канатоходца. Если человек боится, у него ничего не получится», — слегка прищурившись, говорит основатель и руководитель коллектива «Пехлеван» Асхабали Гасанов. Он – известный в своих кругах человек. Сам на канате с 72 года, сейчас уже не выступает, но продолжает тренироваться сам и учить других.
Хождение по канату зародилось в Дагестане не как искусство. Горная местность, чтобы сократить путь храбрые мужчины бросили через ущелье канат и шли по нему. Не каждый мог это сделать. Смельчаков уважали. Сейчас простого хождения по канату недостаточно — публика требует трюков.
Студия «Пехлеван» из года в год побеждает на фестивалях различного уровня. Больше всего артисты мечтают о собственном цирке. На волгоградскую арену поглядывают с завистью, ведь дома в Махачкале им приходиться тренироваться и выступать в школах.
«Хождение по канату учит преодолевать, — говорит Асхабали Гаджиевич. — Когда делаешь прыжок на канате, работает каждая жила. Это больно, но боль надо преодолеть. Я сам прыгал на 2 – 2.5 метра над канатом».
Асхабали Гаджиевич старательно передает секреты мастерства юным дагестанцам. У него в коллективе дети от 12 лет до 21 года. Среди учеников Асхабали Гасанова и его сын Халил. Он сам захотел ходить по канату. Теперь сын основателя коллектива стал одним из его солистов.
Асхабали Гасанов очень тепло говорит о каждом из своих воспитанников. Он выходит на арену вместе с ними. Зрители уже не увидят, как Асхабали Гаджиевич прыгает на 2,5 метра, но зато каждый раз, когда он на арене, морщинистое лицо основателя коллектива светится изнутри, и это свет передается канатоходцам.
Асхабали Гасанов говорит: «Если артист может радовать людей — это самая большая награда».