Городской театральный центр досуга «Волшебный фонарь» (г. Калач-на-Дону), святой источник и икона Божьей Матери из Нехаевского района, Николаевсикй краеведческий музей «Земля-Космос», лютеранская церковь конца XIX века в Старополтавском районе, соединительный канал рек Волга-Иловля в Камышине, дом купца П.И. Жемарина в Дубовке и памятник Козе в Урюпинске признаны главными культурными объектами Волгоградской области. Корреспондент «Аиф-Волгоград» узнал обо всех семи чудесах подробнее.
Лютеранская церковь конца XIX века
Церковь находится в селе Верхний Еруслан, которое расположено на левом берегу одноименной реки. Эта бывшая немецкая колония Гнадентау была основана в 1860 году переселенцами из Россоши и Щербаковки. В переводе на русский язык означает «благодатная роса». По данным переписи населения Российской империи конца XIX века, в колонии проживали 1440 человек, их них 1430 – немцы. До 1941 года Гнадентау входила в состав Старополтавского кантона АССР немцев Поволжья, а после их депортации, получила статус села Верхний Еруслан.
После ликвидации немецкой колонии, в поселке сохранилась лютеранская церковь (кирха). Она была построена в 1898 году. Это один из двух сохранившихся на территории области лютеранских храмов, выполненных в традиционных формах средневекового немецкого зодчества, в готическом стиле. Здание вытянуто по оси на запад и восток и состоит из трех, органично связанных частей: прямоугольного храма, алтаря, с выступающей пятигранной апсидой и высокой двухъярусной башни. Окна боковых фасадов кирхи занимают все пространство между опорами. Внутри уцелели многочисленные элементы художественного убранства интерьеров. Это просторное каменное здание может вмещать до 1000 человек. Церковный комплекс включал в себя также церковную ограду, деревянную звонницу, пасторат и школу.
Соединительный канал рек Волга-Иловля
Уникальный культурный памятник – канал Камышинка-Иловля появился в Камышинском районе в конце XVII – начале XVIII веков. Сегодня на месте этого знаменитого сооружения петровской эпохи остался только прорытый глубокий многокилометровый ров и земельной вал.
Летом 1695 года Пётр I, отправляясь в поход против турок, проследовал по Волге до Царицына. Здесь его войска совершили сухопутный переход до села Паньшино (ныне Иловлинский район), откуда по Дону добрались до Азова. Изучая местность по картам, Пётр обратил внимание на междуречье Камышинки и Иловли. Именно тогда у царя и зародился амбициозный и дерзкий план – соединить каналом сразу два моря – Черное и Каспийское. Через год Пётр отдает приказ боярам – продумать и соорудить соответствующую систему шлюзов. Работы начались в 1697 году. Их возглавил астраханский губернатор князь Б.Н. Голицын, а его помощником стал инженер Брекель.
В 1698 году часть канала была вырыта, а на Камышинке был построен шлюз. Но, как потом выяснилось, Брекель не сумел достаточно укрепить основание шлюза и поэтому, когда он был наполнен и ворота заперты, то вода из камеры, размыв основание, вышла из закрытого шлюза. Опасаясь позора и гнева великого государя, Брекель тайно бежал за границу. И уже оттуда направил Петру письмо, в котором вину за неисправность канала возложил на князя Голицына. Но Пётр от своего проекта не отступился и привлек к строительству английского инженера Джона Пери. Однако и Пери не закончил работы. Огромное количество требовавшихся ему денег и, главное, рабочей силы, было несовместимо с расходами на начавшуюся новую войну со Швецией.
Сооружение, начатое Петром I, после его смерти было надолго забыто. Только в 1768 году Академия наук дала поручение профессору Г. М. Ловицу и адъюнку (впоследствии академику) П.Б. Иноходцеву обследовать реки Камышинку и Иловлю на предмет возможности их соединения. Начатые Ловицем и Иноходцевым в 1771 году и продолжившиеся с большими перерывами до лета 1774 года нивелировочные работы на Камышинке были прерваны смертью Г.М. Ливеца 8 августа 1774 года.
Памятник Козе
Памятник Козе, скульптурная композиция «Рукодельницы» и Музей Козы – все эти чудеса культуры находятся в столице российской провинции – Урюпинске.
Этот город славится пуховязанием. Здесь, как говорится, вяжут все, от мала до велика. Даже известный российский модельер Вячеслав Зайцев в 2000 году представил наряды из Урюпинского козьего пуха в Париже. Неудивительно, что именно здесь появился памятник главной кормилице края – козе. Он был открыт 16 сентября 2000 года, в день 382-й годовщины Урюпинска. Изготовили его известные волгоградские скульптуры Виктор Фетисов и Олег Дедов. А прообразом козы стала настоящая коза Люся.
Кроме того, ежегодно в День города Урюпинска на главной площади проходит праздник «Мисс козочка». В один из таких праздников, в 2003 году, был открыт и единственный в мире Музей козы. Здесь собрано всё, что касается пуховязания: детские поделки, экспозиции с моделями в пуховых одеждах, чески (специальное приспособление для расчёсывания), прялки и т.д.
А пять лет назад в Урюпинске была открыта и скульптурная композиция – «Рукодельницы», которая изображает посиделки трёх бабушек, выполняющих разные операции пуховязания. Одна чешет пух на ческах, другая прядет, а третья вяжет платок. Скульптурная композиция изготовлена из стеклопластика со стальной арматурой внутри. Автор Леонид Ковалев.
Дубовский чудо-терем
До революции 1917 года Дубовка была торговым посадом. На ее старинных улицах и сегодня можно встретить лавки-лабазы, купеческие особняки, и самый красивый – дом купца Жемарина.
Павел Жемарин был известным в Поволжье купцом. Он занимался торговлей и имел лесопильный завод. Павел был единственным из троих сыновей купца Ивана Жемарина, дерзнувшим построить дом отдельно от родового гнезда. Чтобы особняк получился самым необычным и красивым Павел Жемарин пригласил на строительство самых искусных мастеров.
Дом сохранился в Дубовке и по сей день. Сегодня в нем расположена библиотека. Само здание находится на пересечении двух улиц, куда выходят ворота со столбами красивой резной кладки. Сам особняк обнесен палисадником – кирпичный низ, а верх – ажурная металлическая изгородь. Крыша покрыта по моде того времени железом. Наверху крыши купола, различные по форме и величине, увенчанные шпилями. Говорят, что верхушка самого высокого купола в свое время когда-то была украшена шпилем с петушком-флюгером, а на верхушках куполов проходили ажурные металлические заборчики, соединяющие шпили между собой. При этом саму крышу, по указанию Павла Жемарина, красили в шахматном порядке в разные цвета.
Не потерял особняк своей аутентичности и во внутреннем убранстве. Так до наших дней сохранилась архитектурная отделка: карнизы, плафоны с падугами и лепными розетками со стилизованными растительными узорами и композициями и даже камин немецкого производства и голландские печи, обложенные белыми кафельными плитками. Интересно и то, что дом Павла Жемарина был первым домом в посаде, где было электричество!
Краеведческий музей «Земля – Космос»
Музей «Земля-Космос» появился в Николаевском районе благодаря его знаменитому земляку – космонавту Юрию Малышеву. Юрий Васильевич – единственный космонавт из нашей области, дважды Герой Советского Союза, 47-й космонавт СССР, 95-й космонавт мира.
Отбор экспонатов для соответствующего музея начался в 1986 году, а уже в 1990 году экспозиция стала доступна для посетителей. Здесь можно увидеть не только профилактический костюм космонавта – «Пингвин-3», но и сублимированные продукты питания, устройство для питья воды из посеребренного сосуда с мундштуками, но и личное кресло летчика «Ложемент», находясь в котором в позе «эмбриона», космонавт легче переносит перегрузки.
В музее также имеется точная копия первого космического спутника и макет спутника в масштабе 1:10. Еще Юрий Малышев подарил музею коллекцию памятных знаков и медалей из 130 предметов, шлем для прыжков с парашюта, свои тетради с лекциями и фотографии из семейного альбома, подписанные своей рукой. В музее хранится и сандаловый венок – знак дружбы народов СССР и Индии. Ведь свой второй полет в космос Юрий Малышев совершил совместно с космонавтами именно этой страны.
Кроме того, в слободе с октября 1941 по июль 1942 года жил Михаил Шолохов. Здесь же он написал и книгу «Наука ненависти». При музее создан литературный отдел, находящийся в восстановленном доме Шолохова. Тут можно увидеть бюст писателя (автор А. Лунин), картины заслуженного художника России Г. Животова, боевые награды писателя, а также экспонаты, связанные с творчеством и жизнью писателя в слободе.
Святой источник и Икона Божьей Матери
История чудесного появления иконы Божьей Матери в Нехаевском районе берет свое начало в XIX веке. Жила в то время в станице Упорниковской семья Шуруповых. Взрослые и дети в этой семье были очень верующие. И однажды матери семейства Прасковье Панкратьевне приснился сон, в котором Божья Матерь повелела ей идти в Филиппову балку, где взять из земли образ свой, который станет заступницей казачеству упорниковскому.
11 июля 1880 года в праздник Чудотворной Иконы Пресвятой Богородицы Троеручицы Прасковья в указанном месте наткнулась на камень, под которым и явилась ей икона Божьей Матери.
В последствии именно на этом месте в честь иконы была построена часовня и вырыт колодец. И вода в нём считалась целебной, святой. В часовне служили службы Божьей Матери, читался Акафист. Верующие приходили сюда за исцелением и помощью.
После революции часовня была разрушена, а сама икона оказалась в доме Нехорошевых. Несмотря на запрет и гонения, все верующие 11 июля собирались сначала в доме или саду у Нехорошевых, приходили также странники, приезжали священнослужители.
В 1952 году на празднике икона чудесным путём обновилась. Почерневший лик Богородицы и оклад после дождя засияли Божественным светом, а голубь «дух святой» засеребрился. Явленная икона Божьей Матери обновлялась ещё несколько раз. Все это имеет под собой документальные подтверждения.
Калачевский городской театральный центр досуга «Волшебный фонарь»
Театр «Волшебный фонарь» был создан Александром Рукосуевым в 1968 году как домашний театр. За это время благодаря своей оригинальности он получил признание не только в России, но и Польше, Чехии, Германии.
Сегодня в репертуаре театра около сотни спектаклей. Представления идут по произведениям таких известных писателей, как Рей Бредбери «Город» и «Акведук», Александр Грин «Алые паруса», Борис Житков «Как я ловил человечков», Ганс Христиан Андерсен «Русалочка» и др. при этом все декорации и марионетки для спектаклей руководитель и его помощники создают своими руками.
«Взрослые не умеют играть в сказки, для них это работа, – говорит руководитель театра Александр Рукосуев, – а для детей – игра. У маленьких артистов другое мироощущение».
Смотрите также:
- Клад Разина и подземный ход. 7 мест Волгоградской области, окутанных тайной →
- Отпуск рядом с домом. 8 туров выходного дня, которые подойдут волгоградцам →
- Недорубов и курень. Какие памятники казакам есть в Волгоградской области →