Вся боль - в рисунке. Как волгоградец помогает детям из горячих точек

В руках у Романа – рисунок Даши Тарнаевой из Амвросиевки (ДНР). © / Екатерина Машкова / АиФ

...На листе бумаги – разрушенные жилые дома, снесённый взрывами купол православного храма, а рядом – мужчина и мальчик, отец и сын. Это рисунок Артура, сына командира взвода разведки армии ДНР. Внизу надпись: «Война закончится, папа!».

   
   

Восемь лет войны

Артуру девять лет, и восемь из них он прожил под обстрелами и взрывами в Донбассе. Его рисунок – один из тех, что представлены на выставке «Мы из Донбасса», которая открылась недавно в музее ИЗО им. Машкова в Волгограде. Все рисунки – это творчество детей. 

Для многих зрителей экспозиция стала потрясением. Она  говорит о восьми последних годах из жизни Донбасса больше, чем другие исторические свидетельства. Эти изображения, убеждён инициатор выставки, волгоградский художник и иконописец Роман Илюшкин, могут стать связующей нитью для всех здравомыслящих людей. 

Сам Роман с гуманитарной миссией побывал в разных горячих точках мира. Он – иконописец по призванию и образованию, потомственный казак. Его деды и прадеды защищали Крым и Севастополь в 1853-1856 годах, освобождали Донбасс в Великую Отечественную. Роман – убеждённый сторонник борьбы за мир.

«Я человек абсолютно невоенный, я – прикладной миротворец, – говорит он о себе. – Когда в 1999 г. бомбили Сербию, когда шли военные действия в Цхинвале, на Донбассе, я не находил себе места, был уверен, что мне надо попасть туда, где страдают дети. Я чувствовал, что в силах помочь им». 

С этой мыслью он стучался во многие двери, и они открывались. Заочно Роман Илюшкин знаком с министром обороны РФ Сергеем Шойгу, который не раз содействовал ему с транспортом, помогая переправить подарки для ребят в воюющих странах. Зная, что художник намерен проводить с детьми сеансы арт-терапии, с бумагой, карандашами и красками помог фонд Никиты Михалкова.

А началось всё с детских писем и мягких игрушек. С рассказом о войне и о том, как страдают в бомбёжках дети, Роман обошёл волгоградские школы, попросив написать письма детям войны.

   
   

«Я получил огромное количество писем, мягких игрушек», – вспоминает художник.

Этот гуманитарный груз он потом сопровождал и в Сербию, когда натовские войска бомбили Косово, и в осетинский Цхинвал, и в другие горячие точки.

В Косово с российскими миротворцами. 1999 г. Фото: Из личного архива

Господь хранил Романа, который в самые опасные места забирался с одним мольбертом в руках. Везде он предлагал детям рисовать. И импровизированная студия начинала работать то в разрушенной войной школе, то под открытым небом.

«Я в ту пору даже не знал, что это такое – арт-терапия, – признаётся Роман Илюшкин. – Просто чувствовал, что цвет и рисунок как-то лечат. Поэтому раздавал бумагу и карандаши и предлагал детям рисовать всё, что они захотят».

Рисунок ребёнка из Донбасса. Фото: АиФ/ Екатерина Машкова

Рисунок не ведает национальности – картинки детей Сербии, Донбасса, Ирака схожи. В них – мечты о мире. Играющие на траве малыши, папа-шахтёр, защищающий семью, белый голубь, преградивший полёт американскому «фантому»...

«Кто собирает картины, кто коллекционирует антиквариат, а я – детские рисунки о мире и войне, – говорит Роман. – Это огромная духовная ценность, они должны нести свет и добро в мир. Я стараюсь показать их всем, с помощью неравнодушных людей провожу выставки».  

Зона милосердия

Дети по природе своей милосердны. Они живут в подвалах, занимаются в школьных классах с затянутыми плёнкой окнами, но при этом мечтают о лучшей жизни и убеждены, что она обязательно наступит.

«Я был поражён, когда даже маленькие дети говорили мне о необходимости объединиться и взяться за руки, – рассказывает Роман. – Это поколение ничего не знает о КИДах – клубах интернациональной дружбы, которые раньше были во всех школах страны. Они додумались до этого сами! «Мы за мир, мы не сдаёмся», – пишет парень восьми лет от роду. Верю, что вскоре появятся новые маленькие герои-миротворцы – такие, как Катя Лычёва, Саманта Смит. Мы обязаны их поддержать!» 

Многочисленные поездки Романа – это и встречи с людьми. Так, донецкий левша Николай Мовсан – легендарная личность. Шахтёр, взявший автомат, переживший два тяжёлых ранения и лишившийся правой руки, он стал ротным старшиной у ополченцев и научился управляться с пулемётом. 

«Меня потрясло спокойное мужество людей мирных профессий, которые безо всякого пафоса и призывов молча встали на защиту своих семей. Взрослых поддержали дети. Пусть их рисунки станут уроком... »

В экспозиции «Мы из Донбасса» есть и фото, которые делал сам Роман на востоке Украины в 2015 г. На одном из них – изрешечённый снарядами женский Иверский монастырь в Донецке.

Иверский монастырь в Донецке Роман Илюшкин сфотографировал в 2015 году. Фото: АиФ/ Виктор Яшуков

Сейчас для разгромленного храма Роман готовит подарок – пишет икону. Это часть его миротворческой миссии: написанный им образ Спаса Нерукотворного уже хранится в кафедральном соборе в Белграде, ещё один такой же образ находится в монастыре в Косове.