Ловец молний. Как фотограф охотится на грозы, не выходя из дома

Май - горячая пора для волгоградского фотографа Павла Сытилина. В это время после зимнего перерыва он вновь начинает ловить молнии в объектив фотоаппарата.

   
   

Это не сложно

Павел Сытилин снял десятки «портретов» грозовых разрядов на фоне волгоградских набережных.

Павел Сытилин. Фото: Из личного архива

«Я много путешествую, снимал природу, памятники архитектуры во многих странах, включая тропическую Азию, Южную Америку, – признаётся фотограф. – Годами мечтал «поймать» в фотобъектив молнии. Благо, чисто технически это не так уж и сложно. Важно оказаться в нужном месте и в нужное время. Дожидаешься грозовой ночи, устанавливаешь фотокамеру на штатив, ставишь на максимум выдержку, а если уже рассвет и света много, непременно нужен светофильтр. Затем ставишь режим съёмки на максимальное количество кадров – и фотогалерея с множественными молниями в небе над ночным городом практически готова. Или не готова – как повезёт. Мне везло».

По словам Павла, особенно не «шаблонным» получилось волгоградское лето 2012 года – что ни ночь, то в небе гроза. Молнии вплотную «подбирались» к городской застройке, разряжались в облака, в Волгу, в острова. Играли десятками «жилок».

«Мне удалось сфотографировать весьма «агрессивную» молнию в момент её «атаки» на ЛЭП, – вспоминает фотограф. – В то утро без света остался огромный район Волгограда».

Павел предпочитает снимать молнии ночью. Фото: Из личного архива/ Павел Сытилин

Артерии в тысячи ампер

Павел признается, что самые яркие и интересные молнии он снял, не выходя из дома. Обычный балкон волгоградской многоэтажки в микрорайоне Тулака оказался идеальной «съёмочной студией».

«Когда наблюдаешь молнии, грозы, сильные ливни с ветром, начинаешь понимать наших далёких предков, которые обожествляли стихию, – считает Сытилин. – Рисунок каждой молнии неповторим. На фотографиях видно, что часто не успевает заметить человеческий глаз. У многих молний сложный рисунок, словно разветвленные артерии».

   
   

Каждая вспышка молнии длится доли секунды. Человеческий глаз ее фиксирует с трудом, не различая детали. Для фотофиксации вспышек нужна чувствительная современная аппаратура, защищенная от влаги.

«Наши волгоградские степи не самые «молниеобильные», - говорит фотограф. - Нам далеко, например, до Венесуэлы, североамериканского Среднего Запада, где количество дней с грозами и молниями доходит до 200-250 в год. Но от этого наши молнии не менее интересны».

Самым богатым на молнии в Волгограде было лето 2012 года. Фото: Из личного архива/ Павел Сытилин

По словам фотохудожника, молнию невозможно сфотографировать в ручном режиме - как тайфун или смерч, поскольку длится она миллионные доли секунды. Поэтому начинать процесс съемки лучше заранее - до момента появления разряда. Настраивается видоискатель, выставляется фокус объектива на бесконечность, подбирается панорама местности, или участка неба, на котором опасная «гостья», разрядом в тысячи ампер, будет выглядеть особенно зрелищно. Когда фотографируешь молнии, мелочей не бывает.

Чтобы фотография получилась, нужно оказаться в нужном месте в нужное время. Фото: Из личного архива/ Павел Сытилин

Смотрите также: