Режиссер Леонид Фомин: «Роль актера в кино преувеличена»

Волгоград, 5 мая – АиФ-Волгоград. Леонид Фомин мечтал снять фильм 20 лет. Он даже окончил режиссерские курсы, но педагоги не очень одобрительно отзывались о его работах. Зато, когда все же вышла его первая полнометражная кинолента «Однажды со мной», ее показали на 15 фестивалях. И кое-где даже отметили призами. Вот что рассказал режиссер, побывав в Волгограде.

   
   

Продолжить немое кино

– Хотелось бы вспомнить слова Набокова, что литература – это не феномен идеи, а феномен языка. Это применимо и к кино. Мой первый полнометражный фильм – это вымышленная история о реальной жизни. Хотелось уйти от времени и места, показать безвременье.

Стояла задача рассказать историю средствами кинематографа. Был конфликт – и о том, что было раньше, зритель должен догадаться с помощью визуальных средств. Я даже при монтаже вырезал финальную сцену, потому что она была лишняя. Она давала конкретную информацию, мешала метафоре. Когда я монтировал фильм, мне советовали сделать трагедию. А мне было страшно. Мне важно было сделать хэппи-энд.

Была попытка сделать наблюдение. Есть некоторая художественная условность. Но я же снял не сериал. Можно было бы наполнить фильм слезливыми диалогами, но мне было интересно работать с действием. Была попытка продолжить немое кино. Сейчас кино – это литература с картинками. Выключишь звук – и ничего не поймешь. Очень сложно рационально объяснить творчество. Я предпочитаю кино без музыки. Высший пилотаж, когда фильм будит эмоции без музыки вообще.

Благодаря урокам литературы мы неправильно понимаем задачи искусства: «что же хотел сказать автор?» Я старался рассказать историю. Это способ рассказывания открытками. Интонация камеры – это интонация художника. А мне хотелось ее убрать. Здесь объективной реальности дано значение художественной реальности.

Героя может сыграть любой

Когда мне было 15 лет, я посмотрел «Назад в будущее» и захотел делать кино. Я смотрел только американское и не знал о существовании европейского кино. А уже на режиссерских курсах я открыл для себя кино как искусство. Смотреть художественное кино – это работа. Часто не получаю от просмотра удовольствие, но это великолепно, когда чувствуешь, что не зря потратил два часа.

Микеланджело сказал: талант – это желание без трудолюбия. Вы можете закончить ВГИК, но выходите на улицу, и вы никому не нужны. Но я уверен, что самое главное – идея и вера в нее. Не «дайте денег и мы снимем хорошее кино», а от идеи надо идти, и получите результат. Хотя много разочарований, тупиковых ходов. Да, мы живем в мире, где деньги – бог. Но у нас есть мечты.

   
   

Моя идея как драматурга – показать, как человек ведет себя при выборе. Это не автобиография. Я решаю свои личные вопросы как художник. Роль актера в кино преувеличена. Люди видят актера и забывают про историю, которую написал драматург. И именно сюжет дает актеру показать себя. Почти все актеры у меня профессиональные. Но на заре кинематографа не было актеров – были модели и типажи. Актерская игра – большой мир. Но героя в истории может сыграть любой человек.