После того как полгода назад музей-заповедник «Старая Сарепта» посетили в рамках телешоу именитые экстрасенсы, интерес к этому музейному центру приобрёл поистине российские масштабы.
Обратная сторона медали – в музей-заповедник на юге Волгограда многие туристы теперь приезжают не прикоснуться к истории немецкой религиозной колонии, а за сугубо мистическими впечатлениями. Говорят, даже в местной лавочке сувениров появилось мыло ручной работы «призрачное». Напомним, что в середине декабря площадь Свободы «Старой Сарепты» посетила съёмочная группа с двумя именитыми экстрасенсами – Нонной Хидирян и Алёной Орловой. В ходе съёмок-расследований знатоки всего мистического и параллельного обнаружили в «Старой Сарепте» якобы массу всего потустороннего. И даже провели ритуал по «закрытию портала в недобрый мир».
Охотники за шорохами
Правда, в самом музее-заповеднике теперь многие готовы спорить, насколько интерес к данной теме, что называется, вообще здоровый.
«Пока несколько раз сюжет с экстрасенсами про «Старую Сарепту» демонстрировали на ТНТ, действительно у нас были пики посещаемости, но не столько самого музея, сколько нашего сайта, – рассказывает научный сотрудник музея Фёдор Ермолов. – Но такой «ленивый туризм» – не вставая с кресла – музею-заповеднику ничего не даёт, реального притока туристов нет. Да и затевалось всё это как шутка. А в итоге в передаче телевизионщики выставили признанный культурный центр всего Нижнего Поволжья – «Старую Сарепту» – чуть ли не средоточием тёмных сил и мракобесия».
«Наше место действительно мистическое, даже не сомневайтесь, – не соглашается заведующая отделом этнокультурных связей музея-заповедника «Старая Сарепта» Оксана Бабенко. – Не верите?! Переночуйте в нашей гостинице в административном корпусе хоть одну ночку. Выйдите наутро, как тот юноша из «Вия». А что в нашем клубе «Глич» творится поздними вечерами! Бармен Людмила как-то мне рассказывала: перед окончанием рабочего дня мужчина в костюме старинного покроя молча поднялся по лестнице в коридоре. В это время мы стали уже закрывать заведение. Я сказала коллеге, что наверху у нас ещё есть посетитель. Она ответила: там уже давно никого нет, свет в залах выключен. Мы проверили. Действительно, второй этаж был пуст. Посетитель словно растворился в воздухе». Кстати, среди части сотрудников музея живёт ещё одна легенда о молодой сарептянке, которая умерла в родах. Она оставила на попечение мужа малолетних детей. Младенец, который проявлял беспокойство, вдруг перестал плакать по ночам. Муж, как-то заглянув в комнату, увидел около кроватки бесплотную тень. Он обратитился к женщине со словами «Не переживай! О твоих детях позаботится община» и проводил призрак до ворот местного кладбища.
По признанию Оксаны Бабенко, именно ей принадлежит идея призвать к помощи экстрасенсов. Вместе с директором музея-заповедника Анатолием Мальченко обратилась к руководству канала ТНТ с просьбой прислать на помощь музейщикам экстрасенсов. Что было потом – многие волгоградцы видели на своих телеэкранах. Говорят, после визита двух знатоков потустороннего мира все местные духи заметно присмирели и особо теперь не шалят. Зато местные экскурсоводы нет-нет да переключаются на тему мистического в перерывах между рассказами о чудесной местной ткани сарпинке и традициях виноделия поволжских немцев. Но нужна ли Сарепте такая мистическая слава?
Никакой мистики!
– Давайте исходить из того, что в «Старой Сарепте» никогда не водилось никаких магов, колдунов, вообще любых творцов мистики, – заочно полемизирует с Бабенко Фёдор Ермолов. – Речь идёт о необычайно просвещённой и строгой колонии гергутеров, или, как их ещё называют во всём мире, «Моравских братьев». В колонии веками жили по своему строгому уставу, в необычайной религиозной, даже бытовой строгости. Был случай: несколько русских мужиков из Царицына помогли местной колонистке на огороде. В качестве благодарности и вознаграждения фрау-колонистка трогательно вынесла каждому цырицынцу по цветку розы (!). Мужики такую плату сочли оскорблением.
Настоятель евангелическo-лютеранской церкви «Старой Сарепты» Олег Штульберг при одном упоминании о нашумевшем телешоу мрачнеет. «Мы, наследники веры, категорически против таких проектов и такой популярности, – объясняет священнослужитель. – Лично я запретил любые съёмки всей этой ненужной мистики в нашей церкви. Так всё равно – буквально на следующий день после телепередачи объявились какие-то странные личности и заявили, что прямо в храме намерены вести «поиски неведомого». Считаю, все эти телешоу разжигают нездоровый интерес у людей».
Старейший методист музея Нелли Третьякова поддерживает мнение настоятеля: «Я человек лютеранской церкви, глубоко верующий, – рассказывает женщина. – Всё-таки, полагаю, об истории нашего поселения нужно делать не легковесные передачи, шоу, а серьёзные просветительские фильмы. Тогда всё встанет на свои места».
Тем временем в торговом доме Йохана Гольдбаха – одном из самых красивых и значительных в музейной Сарепте вахтёры трогательно обновляют выставленный посреди экспонатов ломтик хлеба и кружку крепкого пива. Якобы для задабривания духов.
Мнение волгоградского интернет-сообщества
Влас: «Ничего опасного в рекламе «сарептских духов» нет. Частичка европейской традиции – каждое старое здание имеет свою легенду и своих призраков. Это красиво, приближает к готическому стилю и готической культуре. В конце концов это выгодно для туристического бизнеса. Местная достопримечательность, изюминка. Хоть что-то напоминающее старую Европу на фоне волгоградских архитектурно-серых современных жилых кварталов и где неухоженных, а где и забытых памятников войны».
Ольга: «Мы всё-таки по своим культурным традициям не вполне Западная Европа и даже не гоголевский хутор близ Диканьки. Такая реклама потустороннего только умножит к Сарепте интерес у душевно больных людей».
Смотрите также:
- Тайное укрытие и сокровища пивовара. Что известно о подземельях Сарепты →
- Волгоградцы практикуют дегустационный туризм →
- Волгоградцы отправили музей в гараж →