На днях Волгоградская областная организация Союза писателей России отметила свое 90-летие.
Что думают «инженеры человеческих душ» о происходящих в обществе переменах? Какова роль писателей в современной жизни? Об этом мы беседуем с известным литератором-публицистом, лауреатом премии журнала «Наш современник» Иваном Маркеловым.
Нет ничего опаснее правды
«АиФ» – НП»: – Иван Иванович, в годы «оттепели» вы «отметились» несколькими литературными произведениями, за которые вас чуть было не причислили к откровенным антисоветчикам. Что же такого крамольного было в ваших произведениях?
Иван Маркелов: – Крамольной была правда. Вообще нет на нашей земле ничего опаснее правды. В середине 1960-х годов я перебрался в Сталинград – Волгоград по приглашению знакомых литераторов. Очень хотелось вдохнуть атмосферу великих всесоюзных строек, передовой по тем временам промышленности – Волжской ГЭС, химкомбината в Волжском.
Фактически я какое-то время был беспристрастным «летописцем» гигантской стройки. Будучи тогда слегка наивным романтиком-журналистом областного молодёжного издания, я очень хотел изобразить в первую очередь масштабность и героику стройки. Все мои впечатления вылились не только в «проходные» газетные репортажи и очерки, но и в повесть «Стройка государственной важности». Позднее Александр Твардовский скажет о ней: «Это вещь столь же ужасная, сколь и государственно важная». Всё что я увидел собственными глазами – преступное разбазаривание огромных ресурсов, неэффективное управление людьми, кадрами со стороны бездарной и безграмотной чиновничьей бюрократии, – всё это я добросовестно описал в своём произведении. Рукописный вариант повести одобрил Александр Твардовский и немедля собрался её опубликовать в «Новом мире». Однако партийная цензура сделала всё, чтобы повесть свет не увидела… вплоть до конца распада СССР. Даже рукопись похитили из сейфа «Нового мира». А у меня в волгоградской квартире прошёл какой-то негласный обыск…
«АиФ» – НП»: – Позже вы писали и о других стройках: обустройстве газонефтяного месторождения «Тенгиз», строительстве газового комплекса под Астраханью. Эти проекты отличались от увиденного в Волжском в лучшую сторону?
И. М.: – Везде я видел всё то же головотяпство, бездарное, преступное управление, чиновничье «надругательство» над талантливыми, способными людскими ресурсами и кадрами. Причём, что крайне важно, пресловутый «общественный строй» здесь ни при чем. Преступная экономика возникает везде, где есть паразитическое насилие над людьми, природными ресурсами. А кто этим командует – олигарх или партфункционер-недоучка, – не суть важно…
Политика страха
«АиФ» – НП»: – В наши дни говорят о модернизации экономики, инновационных предприятиях…
И. М.: – Бог мой, какие инновации, какая модернизация?! Крупнейшие заводы Волгограда, Татарстана, Ульяновской области, Чувашии, которые хорошо мне известны как «промышленному публицисту», сейчас работают вполсилы на оборудовании и технологиях 60-70-х годов прошлого века. Или же не работают вовсе. «Модернизировать» там уже нечего. Легче с нуля построить новые современные производства. Чего у нас, кстати, совершенно не делается.
Когда-то, лет 40 назад, я затронул в одном из произведений «больную мозоль» по поводу деятельности Волгоградского тракторного завода. Честно писал о том, как за «поллитру» рабочих выводили на дополнительные смены, чтобы «сделать план», как талантливых инженеров ставили к станку, поскольку не хватало квалифицированных рабочих. Сегодня, насколько я знаю, ситуация на ВгТЗ изменилась… намного в худшую сторону.
Ставшие в одночасье директорами «заводские комсорги» окончательно развалили этот уникальнейший суперзавод. Волгограду вообще катастрофически не хватает талантливых, да и просто опытных управленцев. Что на производстве, что в управлении городом или областью. И надежды на улучшение практически я не вижу. Серьёзный бизнес приходит туда, где чиновники разговаривают грамотно и адекватно.
«АиФ» – НП»: – Хотите сказать, аналогичным образом, как в промышленности, идёт «модернизация» политической и чиновничьей систем?
И. М.: – Абсолютно верно. Более всего это напоминает принцип Виктора Черномырдина: «У нас что ни строй – получится КПСС». И инициатива вернуть Путина в президентское кресло – всё тот же страх бюрократических верхов что-либо менять. Это тревожный синдром. Синдром стагнации, синдром страха чиновничьей братии перед любыми переменами… Времена меняются, а чиновник всё так же живуч, словно таракан или крыса при ядерных катастрофах.
«АиФ» – НП»: – Литераторов на Руси традиционно относили к бунтарям-идеалистам. В чём вы видите спасение России?
И. М.: – Наверное, есть большой смысл в модели настоящей христианской морали, которую пытались «внедрить» в человеческие умы пару тысяч лет назад. По сути это были коммунистические идеалы в чистом виде – забота о ближнем, его здоровье, благополучии, коллективный труд... Хотим мы или нет, но ничего лучше пока не придумано.
СПРАВКА «АИФ» – НП»
Иван Маркелов родился в 1936 году в поселке Базарный Карабулак Саратовской области. Окончил филологический факультет Казанского университета. Работал в областных изданиях – «Ульяновский комсомолец», в Волгограде был редактором газеты «Молодой ленинец». Печатается с 1956 года. Автор множества публикаций в литературно-художественных журналах и в отдельных сборниках.
Смотрите также:
- Самый человечный политик или кровавый палач? Вождю мирового пролетариата стукнуло 140 →
- Гендиректор ЦКБ «Титан» Виктор Шурыгин: «Со счетом 1:0 победили дураки» →
- Доцент Сергей Калашников: «Наши дети будут знать родной язык еще хуже» →