Нелюбовь. Как в Волгограде относятся к архитектурному наследию

Григорий Белозеров / АиФ

Волгоград – город с богатой градостроительной историей. Но отношение к этой истории оставляет желать лучшего.

Справка
Всемирный день архитектуры отмечается ежегодно в первый понедельник октября. Этот день считается профессиональным праздник архитекторов и ценителей архитектурных шедевров – Всемирный день архитектуры.
   
   

Во Всемирный день архитектуры корреспондент «АиФ-Волгоград» поговорил с заместителем директора ЗАО «Институт "Волгоградгражданпроект"», бывшим главным архитектором региона Александром Вязьминым о том, что можно считать архитектурным наследием города и в каком состоянии находится это наследие.

Остатки Царицына

Образцы царицынской архитектуры в Волгограде по большей части либо заброшены, либо перестроены до неузнаваемости. К старинным домам из красного кирпича не водят экскурсии, многих из них нет не то что в списке объектов культурного наследия, а даже на карте.

Осиротевшие остатки Царицына разбросаны по городу и обделены вниманием властей и простых горожан. Но такие здания интересны архитекторам.

«Мне очень нравится небольшой магазинчик на Пархоменко, — говорит Александр Вязьмин. — Архитектор этого здания, Евгений Вдовин, сделал реверанс в сторону Царицынской архитектуры и совместил в проекте два стиля».

Магазин ликеро-водочного завода. Фото: АиФ / Григорий Белозеров

Мечты о реставрации

Со сталинградским наследием в городе дело обстоит немного лучше. Здания, построенные в 40-50-х годах, сохранились, правда, реставрациями их не балуют.

Жилой дом в Краснооктябрьском районе. Фото: АиФ / Григорий Белозеров

«В Волгограде много красивых жилых домов, сделанных в сталинградском стиле, — говорит архитектор. — Например, дома вдоль Первой продольной в Краснооктябрьском районе, улица Мира. Жилые постройки на Мира – это образец того, как можно создать комфортную среду».

   
   

Дворики на улице Мира – это особая атмосфера. Хрущевки и брежневки не украшали кованными элементами, во дворе панельного дома не встретишь фонтан, а на Мира все это есть. Главная проблема подобных домов сейчас – постепенное разрушение. Они нуждаются в грамотной реставрации.

«Сейчас все эти дома выглядят плачевно, — вздыхает Александр Вязьмин. — Необходимо, чтобы их привели в порядок. Хотя бы так, как это сделали со зданием маргаринового завода».

Реставрация здания маргаринового завода. Фото: АиФ / Алексей Копаев

Здания, построенные в 50-х, сейчас являются основным украшением города – Центральный вокзал, Волгоградский планетарий, Центральный банк. Вот только вид Центрального банка, по словам архитектора, сейчас портят ларьки, окружившие его со всех сторон.

«Надо убрать всю эту гадость – киоски, общественные туалеты, — говорит Александр Вязьмин. — Архитектор задумывал это здание как формообразующий объект, перед ним должно быть свободное пространство, благоустроенный сквер или площадь».

Центральный банк. Фото: АиФ / Григорий Белозеров

Не до архитектуры

«После войны город был задуман как единый архитектурный ансамбль, — рассказывает Александр Вязьмин. — Как тогда нарисовали, так и построили. Это уникальное явление в мировой архитектуре. Проект каждого дома, возводимого в послевоенном городе, выбирали долго и обстоятельно. Сейчас мы сбились с качественного градостроительного ритма».

Тем не менее, качественные образцы современной архитектуры в Волгограде есть. Жилые дома на бульваре Энгельса, офисные центры.

«Очень интересный объект – кинотеатр «Киномакс», — говорит архитектор. — Основа его идеи – в пересечении простых геометрических форм. Но сейчас всю эту красоту трудно разглядеть за безвкусными вывесками. А вот «Волгоград-СИТИ» рекламой пока не испортили».

Волгоград-СИТИ. Фото: www.volgograd-city.ru

Бездумное размещение рекламы способно испортить любое современное здание. К тому же редко собственники согласуют такие вопросы с архитекторами.

«В Волгограде наблюдается удивительная нелюбовь к архитектуре, — вздыхает Александр Вязьмин. — Не жалуют ее все: от мальчишек, пишущих матерные слова на домах, до чиновников, закрывающих на все глаза. Поэтому кому что надо, тот это и строит».