Есть любители фортепьяно, скрипки, гитары. А есть особая публика — она растворяется в звуках органа, потому что в его звучании можно услышать все инструменты симфонического оркестра.
Об уникальности этого инструмента и волшебстве органной музыки с выдающимся органистом, победителем международных и всероссийских конкурсов, выпускником Московской консерватории имени Чайковского, титулярным органистом Кафедрального собора Калининграда Евгением Авраменко говорила журналист «АиФ-Волгоград».
Марина Романова, «АиФ-Волгоград»: Почему орган называют королём музыкальных инструментов?
Евгений Авраменко: Возможно, за его уникальность. Ведь это не только самый большой по размеру музыкальный инструмент, у него еще есть своя «изюминка» — он всегда выглядит по-разному- в мире нет двух одинаковых органов. Они отличаются стилями и разными техническими особенностями. На звучание органа оказывают влияние его конструкция и размеры, комбинации регистров, материал, из которого изготовлены трубы и помещение, где он установлен.
Первый орган появился в Древней Греции, тогда он назывался гидравлос, поскольку звуки извлекались из труб, благодаря давлению столба воды. Создал его мастер Ктесибий в III веке до нашей эры.
Долгое время орган работал благодаря водяному насосу, позднее его заменили воздушными мехами, которыми управлял специально обученный человек — калькант. Работа была физически очень тяжелой. Однако орган постоянно совершенствовался, и сейчас воздух нагнетается с помощью электромотора, который через воздушные каналы поступает в лёгкие органа — меха и орган начинает дышать.
«С электромотором и калькантом»
— Действительно, необычный инструмент. А как он вошел в вашу жизнь? Вы выбрали его или он вас?
— Наверное, взаимно у нас получилось. Я с пяти лет занимался музыкой по классу фортепиано и в какой-то момент захотел освоить орган. Уже после первого урока мне так это понравилось, что захотелось разобраться и понять этот инструмент и вот разбираюсь в нём сих пор. Музыкальную школу, училище и консерваторию окончил сразу по двум направлениям — фортепиано и орган. Играю и на том, и на этом инструменте, однако больше внимания, конечно, уделяю органу. В Кафедральном соборе в Калининграде, где я работаю уже 10 лет, проходит более тысячи концертов в год, так что выходных у органистов очень мало.
— В вашей творческой биографии много значимых моментов. Вы играли на старейшем органе в мире в Швейцарии, построенном в 15 веке. Каково это?
— Ощущение, что посидел за пультом машины времени. Сыграть на нём современные произведения практически невозможно, даже Баха с трудом получилось, потому что он устроен под музыку, которая писалась более 500 лет назад. Это то же самое, что попытаться на современном инструменте сыграть музыку 15 века. Его, конечно, немного усовершенствовали и в 20 веке установили электромотор, но качели для кальканта не убрали, так привычнее и спокойнее, если вдруг электричество отключат. Он сильно отличается от своих потомков, часть его труб датированы 1435 годом, расстояние между педалями огромное, а сами клавиши маленькие, чтобы вытащить регистры надо приложить определённые усилия.
— В Калининграде вы играете на самом большом органе в России, у которого 90 регистров, четыре мануала и 6301 труба, а акустика в зале семь секунд. Что скажете про волгоградский орган?
— Орган хороший, большой. Жалко, что нет своего органиста, который бы развивал органную практику притом, что публика есть.
В идеале, орган должен проектироваться и строиться под зал, в котором он будет звучать, так как акустика для него чрезвычайно важна. В волгоградском зале звук не остаётся, очень маленькая реверберация. Надо бы обязательно построить новый органный зал специально с правильной акустикой.
К сожалению, у нас половина страны «обезорганено», жители большого количества регионов даже никогда не слышали этой чудодейственной музыки. Я много лет просвещаю зрителей на своём авторском проекте «Орган. Посвящение в тайну». На лекции-концерте рассказываю историю инструмента, его особенности, мы заходим внутрь большого органа, смотрим, как все устроено. После таких встреч наши посетители начинают понимать эту музыку.
Целительные звуки
— А почему именно музыку органа называют целительной?
— Это убеждение в начале 20 века пытался доказать профессор Дмитрий Отт, который проводил эксперимент и изучал эффект от слушания органа на роженицах в Повивальном институте в Петербурге. Он был уверен, что орган — это не просто развлечение, это средство лечения и исцеления, которое помогает восстанавливаться после родов, улучшая самочувствие. Пациентки Института слушали музыку в кроватях, через специальные телефонные трубки, в которых транслировалась музыка.
На самом деле звуковые волны органа настраивают организм, человек очищается, перезагружается, расслабляется. Поэтому надо выбираться на концерты, приходить в театр. И даже если вы ничего пока не понимаете, надо просто заставить себя прийти, открыться музыке и запустить её в себя.
— О чем вы мечтаете в своей профессии, чего хотите еще добиться?
— Я ни о чем не мечтаю и цели у меня уже нет. Есть просто путь.
За последнее время мы с коллегами привезли в Калининград пять органов: три из них уже установлено, один ждёт своей очереди, его установят в следующем году в церкви в городе Славск и ещё один, театральный орган, мы подарили стадиону. И у нас теперь единственная в мире футбольная команда с органом и органистом в комплекте.
Третий год я играю на всех домашних матчах «Балтики». Сначала люди удивлялись, сейчас привыкли. А вообще это старая традиция: гидравлос звучал на скачках и на гладиаторских боях, во время цирковых представлений, Олимпийских и Дельфийских играх.
Я также продолжаю пополнять свою органную коллекцию, которая уже выставлялась в музее Канта. Она такая, вероятно, единственная в мире и называется «Орган в миниатюре». В ней порядка 1000 экспонатов, это изображения органа на марках, гравюрах, медалях, монетах, банкнотах и т.д.
И ещё вот уже год, как мы вместе с известным журналистом из Питера Иваном Жидковым запустили серию подкастов «Чистый тон». Сейчас в работе 13-я серия. Мы встречаемся с известными органистами, стараясь в первую очередь опросить старшее поколение, делаем с ними большие интересные интервью.
Так же в моём органном телеграм канале есть статьи, переводы, фильмы, новости. Планов много: надо привозить инструменты, собирать деньги на документальный фильм, который мы хотим сделать к 110-летию московского патриарха органной школы Леонида Ройзмана, гастролировать, просвещать, играть. Главное, чтобы были силы и возможности.
Ранее «АиФ-Волгоград» рассказывал, об исполнительнице гимна Олимпиады в Сочи волгоградке Алевтине Егоровой.
Читайте нас в Telegram.