Об особенностях профессии, личных качествах железнодорожников и о том, почему железная дорога — это не только работа, рассказали те, кто знает об этом не понаслышке.
Профессия для закаленных
Мария Киселева — преподаватель на Приволжской детской железной дороге, волонтер, активист. О выбранной профессии хоть и не мечтала, но сегодня своей судьбы без железной дороги уже не представляет.
— Я в семье первая связала судьбу с железной дорогой, — поделилась Мария. — Когда я заканчивала 9-ый класс, мама предложила попробовать себя в этой области. И мне идея понравилась. В техникуме предложили две специальности, которые могут быть близки девочке. Из них я выбрала автоматику. До третьего курса не понимала кем же я смогу стать, пока не начались специальные предметы и мы не пошли на практику. Линейные установки, физика, электричество...
Стала разбираться, но в итоге моя профессиональная карьера сложилась немного иначе. После окончания 3-го курса техникума появилась возможность устроиться работать на Центральном вокзале. С этого момента началась моя история, моя судьба, прочно связанная с железной дорогой. Вокзал — это ведь далеко не только билетные кассы и перроны. Это огромный коллектив, обслуживающих непрерывный процесс прибытия и отправления как поездов, так и пассажиров. На вокзальном комплексе я работала в Справочном бюро, дежурной по посадке, помощником дежурного по вокзалу, диктором. Год назад меня пригласили работать на Детскую железную дорогу . Это моя команда, даже, наверное, семья. Кстати, железнодорожники — это люди особого склада. Или человек уходит почти сразу в другую сферу, или его сердце навсегда остается с железной дорогой. Но для этого характер должен быть закаленным, сильным.
Для меня железная дорога — это...
— Сейчас для меня железная дорога не только работа, но и возможность самореализоваться, проявить себя в различных областях. Я призер Викторины на знание Правил технической эксплуатации, во Всероссийских соревнованиях я заняла третье место. В этом году я тоже буду принимать участие в аналогичной Викторине, только уже в номинации «Преподаватель». Железная дорога дает уникальные возможности! В нашей компании придается огромное значение молодежному движению. А что касается меня, то я им просто живу. Мне повезло, что мои близкие разделяют мои интересы. Я и мой муж легко можем в выходные принять участие, например, в акции по уборке берега Волги.
Холодная голова и горячее сердце
Александр Гоголев выбирал между двумя профессиями — мечтал стать хирургом, но остановился все-таки на машинисте. И не пожалел. Сегодня он машинист локомотивного депо Волгоград — Пассажирское с огромным стажем.
— В детстве, — рассказал Александр Александрович, — помню, отец переводил меня через железнодорожные пути и я очень испугался поезда. Спросил его: «А кто управляет этой махиной?» И когда узнал, что машинист, понял: «Решено! Буду машинистом!» К тому же профессия считалась по-настоящему мужской.
— А ведь в поезде именно машинист, получается, главный человек?
— От нас, конечно, многое зависит — ход поезда, плавность движения, безопасность. Но растут скорости, меняются технические возможности. Так, например, вопреки общепринятому мнению, что плавность хода поезда зависит, прежде всего, от навыков машиниста, это отчасти. Значение также имеет техническое состояние всего подвижного состава. Но, уверяю, что машинист всегда старается для пассажиров, для вашего спокойствия и комфорта. Мне очень повезло с преподавателями. Но и мы учились тогда упорно — и днем, и ночью. Чтобы стать хорошим машинистом нужно иметь холодную голову, но горячее сердце. Мой стаж более 30 лет, и казалось бы — маршрут следования пассажирского поезда давным-давно изучен. Но до сих пор к каждой поездке я готовлюсь. Не бывает двух одинаковых рейсов, каждый — особенный по-своему.
Почти 200 лет уже в России существует железная дорога. Тысячи километров рельсового полотна, тысячи станций, поездов, сотни направлений, способных охватить практически всю сухопутную территорию нашей необъятной страны. Система работает как часы — у пассажиров нет сомнений, что поезда придут вовремя, в вагоне зимой будет тепло, а летом прохладно, проводники вежливо встретят, а кассир выдаст нужный билет. За всем этим стоит огромный, ежедневный труд команды железнодорожников, которую они сами небезосновательно называют семьей.