«А еще есть такси». Транспортная доступность глазами волгоградского эксперта

Транспортная доступность поселений Волгоградской области, судя по читательской почте и многочисленным звонкам в редакцию, одна из злободневных, горячих тем в жизни его жителей. Что думают о сегодняшнем состоянии отрасли в регионе власти, выяснял vlg.aif.ru.

   
   

Схемы корректируются

— Что касается сферы дорожного движения, то здесь возникли новые нормы, требования, — отмечает заместитель руководителя областного комитета по транспорту Владимир Медведев. — При этом прежние схемы движения в городе Волгограде, заложенные ещё в послевоенное время, остались практически неизменными. Проспект Ленина, 2-я Продольная в Волгограде являются главными магистралями города, к которым привязаны многочисленные маршруты, осуществляющие перевозку в остальные районы. Их сеть за последние 30–40 лет принципиально не изменилась.

Люди часто считают, что власть волевым решением закрывает маршруты, но это не так: всё, что реально работает, продолжает работать, несколько видоизменяясь. Та же знаменитая «двойка» — автобус № 2. Он ранее следовал по маршруту «Вокзал» — «Химзавод», сейчас от вокзала до «Юбилейного». Автобус № 21 раньше ходил от вокзала до Тракторозаводского района, сейчас маршрут продлили до посёлка ГЭС.

Схемы движения корректируются, из них убирают дублирующие маршруты, вводят новые. Это связано с расширяющейся жилой застройкой — Родниковая Долина, Петровский парк, ЖК на ул. Засекина и др. Обновляется и усиливается подвижной состав. Посмотрите, как кардинально обновился парк машин — люди постарше ещё помнят старые «Икарусы», «ЛиАЗы», «ЛАЗы», поездка в которых становилась настоящим испытанием что в холод, что в жару.

Сейчас их место заняли современные автобусы, электробусы, троллейбусы с мобильным ходом, на линиях трамвая появились современные комфортные вагоны, ничуть не уступающие лучшим импортным моделям.

Как победить пробки

— Тем не менее в редакцию поступает много жалоб от жителей на трудности, возникающие второй год подряд из-за ремонта линии скоростного трамвая. Много жалоб и на работу 59-го автобуса, в который по утрам просто не сесть. Много претензий к единственной маршрутке № 174, перевозящей людей в Краснослободск, а автобусы туда не ходят.

— Администрация Волгограда постоянно отслеживает ситуацию на городских дорогах, старается оперативно реагировать и выделять дополнительные автобусы туда, где это требует ситуация. Хотя надо признать, водителей катастрофически не хватает, и это, пожалуй, самая главная проблема в отрасли. Специалистов, которым можно доверить жизни людей и дорогие машины, очень мало.

   
   

Что касается Краснослободска, то дорожная инфраструктура в этом поселении пока не позволяет пустить туда вместительный автобус, хотя потребность в этом есть.

В любом случае каждая жалоба или обращение волгоградцев по вопросам транспорта берётся на контроль — нам важна обратная связь с людьми.

— В час пик город городские магистрали в целом ряде районов столицы области не справляются с потоком машин, их пропускная способность ограничена. В чём именно здесь может быть выход?

— Пробок в их классическом понимании — когда стоит, не двигаясь ни на сантиметр, вся полоса, в Волгограде нет. Есть отдельные участки, на которых движение замедляется. Выделенная полоса способствует беспроблемному движению общественного транспорта, остальной транспорт замедляется процентов на 30. Так что надо делать выбор и пересаживаться на общественный транспорт.

Конечно, надо расширять проезжую часть там, где это возможно. Необходимо устройство перехватывающих парковок, как это делается в Москве, чтобы люди могли спокойно пересесть на общественный транспорт, не создавая столпотворения машин в центре.

Изменения к лучшему постепенно происходят: появляются участки кругового движения, позволяющие избежать скученности, продлевается Нулевая Продольная, строится путепровод в пос. Водстрой, подъездные пути к новым микрорайонам. На многих улицах организован односторонний проезд, что снижает вероятность возникновения пробок.

Город расширяет свои границы, и вместе с новыми районами появляются привязанные к ним маршруты, строятся дороги. Транспортная доступность — один из основных факторов при выборе места жительства, и потому сеть дорог становится более разветвлённой с каждым годом.

Автобус придет по расписанию

— Много нареканий поступает на работу дачных маршрутов. Люди жалуются на то, что муниципальный транспорт выдавил частников, но расписание стало неудобным — транспорт ходит с заметным перерывом, да и количество рейсов сократилось в разы.

— Известно, что государственный и муниципальный транспорт, в частности ГУП «Волгоградавтотранс», взял на себя обслуживание большинства дачных маршрутов. И это хорошо — частник может в любой момент отказаться возить людей и уйти с маршрута, и ничего ему за это не будет. Такое уже случалось не раз, и люди обоснованно ругали власть за бездействие.

Государственный транспорт — это как гарантирующий поставщик: автобус придёт на остановку по расписанию в любом случае, даже если там будет стоять всего один человек. Если машина сломается, диспетчер решит вопрос с заменой, но людей на остановке не оставят. Кроме того, большинство дачников — люди пенсионного возраста, которые ездят по проездным и льготным билетам. В частном автобусе этот механизм не работает, вот и считайте, что более выгодно для людей. К тому же ажиотаж на дачных маршрутах происходит только весной и осенью. Летом никаких жалоб и претензий к нам не поступает.

Проработать ценовую политику

— Давайте обратимся к области. Много жалоб поступает из Волжского, где людей беспокоит перспектива ограничения маршрутов из города-спутника пересадочным узлом на въезде в Волгоград. Не приведёт ли подобное к дополнительным временны́м и финансовым затратам пассажиров?

— Этот маршрут обслуживает пригородный транспорт. Везде он является подвозящим, челночным, то есть доставляющим людей к месту пересадки на городской транспорт. Длинные маршруты — через весь город — экономически невыгодны перевозчику и неудобны людям, которые не могут попасть в транспорт из-за транзитников.

Другой вопрос, что необходимо грамотно проработать ценовую политику, организовать синхронную работу городских и пригородных маршрутов через пересадочные узлы, чтобы ежедневные поездки на работу или учёбу с пересадкой не стали для пассажиров золотыми.

— Если в городе, как правило, есть альтернатива, как уехать, то как быть тем, кто живёт в отдалённых хуторах и посёлках, связанных с райцентром или Волгоградом одним местным автобусом? За последние годы ряд рейсов был отменён, цены за проезд на оставшихся маршрутах высокие. А людям нужно добираться в больницу, банк, соцзащиту...

— Не стоит думать, что рейсы отменяются просто волевым решением руководства, здесь тщательно просчитываются все нюансы. Гонять автобус без пассажиров, согласитесь, экономически невыгодно.

Конечно, не у всех есть личные машины, но можно скооперироваться с соседями, активно возят людей частные такси, успешно конкурирующие, кстати, с нашими автобусами. Если позволяют возможности бюджета, то муниципальные районы берут на себя бремя содержания местного транспорта.

Выстраивая логистику, перевозчик старается максимально охватить все населённые пункты, что, кстати, в обязательном порядке обговаривается условиями конкурса.