В период массовых отпусков участниками ДТП на дорогах области часто становятся пресловутые транзитники – жители других регионов, спешащие к морю из восточной и центральной части страны через наш регион.
Каким образом обезопасить наши дороги в сезон пиковых нагрузок на них, разбирался «АиФ»-НП».
«Следи за собой. Будь осторожен»
В конце августа на трассе Волгоград – Саратов – Сызрань в Камышинском районе погибла целая семья из Екатеринбурга: двое ведущих свадьбы и их родственница. Причиной трагедии стали опять-таки узкая двухполосная дорога и самоуверенность одного из водителей: водитель кроссовера Ssang Yong из Башкирии, не рассчитав свои силы при обгоне, зацепил встречный автобус Setra, который ехал из Дагестана, и вылетел на встречную полосу. По трагическому стечению обстоятельств на этом же участке дороги оказался другой автомобиль – Lada Largus из Екатеринбурга. Удар оказался настолько сильным, что в результате лобового столкновения погибли трое взрослых, кроме того, в пострадавшей машине ехали четверо детей, которые получили травмы и были доставлены в больницу.
Двое погибших – таков итог ещё одного ДТП, которое произошло на днях на трассе Волгоград – Самара – Энгельс в Быковском районе. Очередная трагедия случилась буквально на днях и на федеральной трассе Волгоград – Каменск-Шахтинский в районе Суровикина, в которой серьёзно пострадали отпускники из Самары.
Впрочем, волгоградские дороги с давних пор являются страшилкой среди российских водителей. Но если современная дорога в московском направлении может считаться эталонной для региона, то остальные трассы – в ростовском, астраханском и саратовском направлениях – не выдерживают никакой критики. Узкая дорога, не оборудованная отбойниками, становится ловушкой для многих невнимательных водителей.
Камышинское и сызранское же направление в силу специфического рельефа местности вообще считается проблемным, особенно зимой. Бесконечные спуски и подъёмы в условиях плохой видимости и обледенения создают дополнительную нагрузку водителям, как частникам, так и дальнобойщикам. Аварии там стали привычным явлением.
Очень многие транзитники, кому «посчастливилось» ехать по нашим дорогам, отмечают, что для них это стало суровым испытанием.
– Это просто ад – ехать по такой дороге в дождь, – говорит Иван Кузнецов. – Нас угораздило попасть в ливень, когда мы возвращались из командировки в Жирновск. Если там дороги хоть и узкие, но хотя бы не забитые транспортом, то когда мы попали на камышинскую трассу, то это был сплошной ужас: темнота, ливень, поток фур, которые невозможно было обогнать в таких условиях, полно транзитников-отпускников, которые явно были в шоке от таких условий. Дорога такая узкая, что ни свернуть, ни остановиться, так и ползли в потоке машин и воды почти до самой Дубовки.
– Мы не впервые здесь и проблемные места местных дорог уже знаем, – рассказывает дальнобойщик из Челябинска Вячеслав Урбеев, – к тому же у всех есть рация, которой мы активно пользуемся и сообщаем друг другу о возможных пробках и прочих неприятностях. Но нам проще – машины всё-таки большие, обзор куда лучше, поэтому частникам мы сочувствуем, хотя и не любим их соседства на дороге – при обгоне они норовят забиться прямо под колёса, чтобы избежать встречки. Там, где дороги многополосные, такого не происходит – каждый занимает свою полосу и не мешает ехать другим. Здесь же у вас все лезут в одну кучу, «кони и люди», поэтому так много аварий.
– И рады бы не спешить, чтобы скорее проскочить жуткие участки дороги, остановиться отдохнуть, да только особенно негде, – сетует Лилия Самусева, которая вместе с семьёй едет на отдых в Туапсе из далёкой Башкирии. – За рулём супруг, стаж у которого свыше 30 лет. Когда мы ездили в Москву, то буквально наслаждались дорогой – были и оборудованные стоянки, и бесплатные комфортабельные туалеты, здесь же ровным счётом ничего, если не считать кафе и АЗС. Иной раз и хочется остановиться, а посмотришь в окно – желание сразу пропадает, и едем дальше. Да, и про дороги хочу сказать: узкие они нереально, хотя такой поток транспорта идёт – странно, что при таких нагрузках асфальт ещё кое-как выдерживает. Удивительно, неужели у вас никто не следит за перегруженностью грузовых машин, особенно из Дагестана? Я не специалист, но ведь видно, что они еле ползут на подъём, их качает из стороны в сторону, они калечат асфальт. Ведь это же реально опасно для всех участников движения. Мы ездим не в первый раз, и ситуация не меняется, надо же что-то делать!
Где же выход?
– Решение проблемы может быть только одно – строить широкие современные дороги с четырьмя-шестью полосами движения, такие, как реконструированный участок дороги на московском направлении – с отбойниками, надёжной разделительной полосой, оборудованными местами для отдыха водителей, – убеждён председатель регионального отделения «Движение автомобилистов России», член регионального штаба ОНФ Армен Оганесян. – По-другому здесь никак не добиться безопасности. Судите сами: трасса на Сызрань изобилует спусками и подъёмами, поэтому на ней очень много участков, где обгон запрещён, и это правильно. Но на подъёме фуры ползут очень медленно, тянуться за ними километр за километром способны немногие, отсюда спешка, попытка обгона, встречка – и очередная трагедия.
Потому выход один – расширять существующую дорогу как минимум вдвое, учитывая, какое огромное количество грузового транспорта движется в саратовском направлении.
Дороги должно хватать всем – и легковушкам, и фурам, они не должны соперничать между собой за свободный участок дороги.
Эксперт напомнил, что именно по этой дороге с мая по октябрь массово едут на море отпускники из дальних регионов, включая Урал. Это дальнее путешествие и, конечно, в дороге человек устаёт.
Но за рулём почему-то многие мнят себя суперменами и тянут, тянут до последнего, пытаясь засветло осилить значительную часть пути. Провести за рулём 10-15 часов — это ненормально, это попросту опасно. Останавливаться надо через каждые полтора часа. Но где это сделать на той же камышинской трассе? Разве что возле частных кафе, поскольку никаких муниципальных безопасных, освещённых стоянок там нет.
Поэтому решать эту проблему надо комплексно. То, что это вполне реально, доказывает московская трасса, реконструкции которой мы ждали не одно десятилетие, но всё-таки дождались. Там и разделительная полоса есть, и хоть какие-то площадки для отдыха, хоть и не до конца благоустроенные. Такие условия надо срочно создавать и на остальных направлениях.
Мнение эксперта. Председатель региональной Российской автомобильной федерации Виктор Илясов: «По статистике на долю загородных трасс приходится четверть ДТП, но тяжесть последствий от них несоизмеримо выше. Чаще всего происходит лобовое столкновение или вылет на встречку.
Конечно, одной из главной причин является человеческий фактор – это усталость, возникающая во время долгого пути, снижение концентрации, часто люди просто переоценивают свои силы, многих губит самоуверенность – это касается рискованных обгонов, которые собирают кучу пострадавших машин.
Но будем справедливы, зачастую ДТП происходят из-за перегрузок магистралей, из-за возникающих на них пробок и заторов, из-за плохого освещения и состояния асфальта, несоответствия существующих дорог приходящейся на них нагрузке.
На безопасность вождения влияет и комфортность путешествия, а для этого важно и качество дорог, и развитие придорожного сервиса. Наличие информации о так называемых точках туристического притяжения и их доступности позволит максимально эффективно планировать путешествие на дальнее расстояние. Именно на этом этапе можно заблаговременно распределить силы на маршруте, спланировать режим движения и отдыха».
Комментарий. Активист и блогер Алексей Ульянов: «У нас во время длительных автопутешествий многие водители страдают героизмом – тянут до последнего, пока глаза не закроются от усталости. Мозг отключается мгновенно – и этой секунды достаточно для того, чтобы случилась трагедия. Учитывая наши узкие дороги и их перегруженность – а на Астрахань и на Саратов наши дороги имеют всего две полосы в каждом направлении, и потоки встречного транспорта ничем не разделены, – люди часто получают травмы и гибнут. Будь дорога широкой, многополосной и оснащённой обязательными отбойниками, уверен, жертв было бы куда меньше. Думаю, что текущая реконструкция дорог в нашем регионе должна проводиться с учётом того, что поток автотранспорта стремительно растёт с каждым годом. Нас спасёт только расширение дорог и обустройство придорожной инфраструктуры».