Угроза свиной чумы остается

Фото: Станислава ЛОМАКИНА

   
   

 Год спустя после вспышки АЧС страсти улеглись. Но полнейшая неуверенность селян в завтрашнем дне никуда не делась.

Ни коровы, ни свиньи

В эти майские дни в огромном поселении Привольном Светлоярского района в ста километрах от областного центра царит пасторальная тишина. На сельской площади заезжие торговцы не спеша укладывают нехитрый коммерческий скарб после очередной малолюдной квазиярмарки. Говорят, практически ничего не продано в длительные часы торга – у местных жителей нет денег. Бывший племзавод-миллионер «Привольный» совсем недавно приказал долго жить. Лучшей доли теперь ищут за сотни, тысячи километров, в диапазоне от олимпийского Адлера до Москвы, отправляясь туда на «вахтовые» заработки. Минувшим летом из-за угрозы распространения африканской чумы свиней в каждом подворье были уничтожены все хавроньи. 

«Раньше ведь как было, – вспоминает житель Привольного Иван ПОЛЯКОВ. – Буквально в каждом дворе держали по 10–15, а то и до 30 свинок с приплодом самых перспективных пород – «ландрас», «белая русская». Нашей свининой были завалены буквально все волгоградские рынки!». Сегодня в свинарниках и базах царит тишина. Кое-где её нарушает редкое кудахтанье кур да мычание телёнка. «До свиней у нас лет десять назад с лейкозом коров боролись, – грустно улыбается Поляков. – Всю скотину извели. Теперь вот и свиней до октября закупать для подворий запрещено».

Обмен на кроликов 

Отголоски страстей годичной давности кипели на момент нашего визита в Привольное в местном ДК. В полупустом на 80% зале собрания зычно разносились слова начальника районного филиала станции борьбы с болезнями животных: «На днях в правительстве региона подпишут специальное постановление, в нём намечена поддержка тех подворий и семей, где было отчуждено свинопоголовье, – сообщал чиновник «из района». – Можете теперь на свои средства приобрести молодняк КРС, кроликов, птицы, затем предоставить в региональный минсельхоз товарные чеки и весь пакет документов, после чего получить поддержку деньгами – не более 10 тысяч рублей на подворье». Среди слушателей пронёся вздох сожаления. «Там, на верхах, люди словно на Луне живут! – удивляется бывший овцевод Сергей Балабанов. – Вы знаете, сколько самые дешевые корма для птицы и телят сегодня стоят? Только «поднять» за счёт сена того же телёнка обойдётся в десятки тысяч рублей! А нам обещают в лучшем случае «десятку» – и крутись, как хочешь».

«После госплемзавода остались прекрасные квалифицированные специалисты, а не люмпены какие-нибудь, – рассуждает Балабанов. – Мы готовы и хотим по-настоящему работать! Только где эта работа – ищи-свищи. На десятки вёрст ничего нет. Уже сейчас население села стремительно уменьшается».

В нынешнем году сельхоз­угодья вокруг Привольного выкупило под свои цели подсобное хозяйство Волгоградского керамического завода. Однако новые хозяева на работу практически никого не пригласили, даже весенний сев толком не провели. Обсуждая эту новость, сельские мужики, десятки лет проработавшие за штурвалом, в ремонтных цехах, на фермах, грустно ухмыляются: «Да нам сейчас хоть море новых свиней предложи – всё равно село распадётся без серьёзного работодателя. Понимают ли это те, кто «рисует» благие программы поддержки?». 

   
   

Смотрите также: