У малой авиации большие проблемы. Как они отразятся на будущем урожае?

До 1 млн га обрабатывается в области с воздуха. © / из архива Федерации АОН России

Наступивший агросезон проходит в особых условиях, когда действие санкций распространяется на импортную сельхозтехнику и запчасти. Но под удар попала и ещё одна составляющая сельхозпроизводства – малая авиация. В ситуации разбирался «АиФ-Волгоград».

   
   

От фуража – к элите

Сельхозавиация – это сверхлёгкие летательные аппараты весом в 400-500 кг и менее. Они способны работать на сверхмалых высотах и небольших скоростях, обрабатывая поля от вредителей, распыляя средства защиты, удобрения. Сотни хозяйств Волгоградской области пользуются услугами сельхоз­авиаторов. По экспертным оценкам, таким образом сейчас выполняется более 80% авиаработ по защите будущего урожая.

– Точкой отсчёта для нашей отрасли можно считать 1996 год, тогда в регионе было собрано с полей более 3 млн тонн зерна, но всё оно оказалось на поверку низкокачественным, фуражным, – рассказал на недавнем круглом столе волгоградского «Агрофорума» вице-президент Объединённой федерации сверхлёгкой авиации, мастер спорта международного класса Алексей Кобызев. – Когда стали анализировать причины, вышли на провал в агротехнологиях – было нечем и некому своевременно обрабатывать посевы.

Из стран Запада в 90-е и нулевые годы нам навязывали технологии с тотальным поливами крупными каплями из форсунок, с сильно завышенными рабочими концентрациями химикатов, которые губительны и для людей, и для природы.

В наши дни ситуация иная – с воздуха ежегодно обрабатывается до одного миллиона посевов,  четверть всего растениеводческого клина области. При этом получается прибавка урожая высокого качества на сумму более 5 млрд рублей. 

– Когда мы постоянно говорили, что сверхлёгкими летательными аппаратами можно работать с высоты в несколько метров, уменьшить концентрацию рабочих препаратов в десятки раз по сравнению с традиционными методами опрыскивания, нам поначалу никто не верил даже из специалистов, – говорит гендиректор волгоградской компании в сфере малой авиации «Научно-техническая корпорация» (НТК) Сергей Генералов. – А сейчас по таким технологиям работают по всей стране. Мы одни из первых в России стали работать с инновационными опрыскивателями, которые полностью накрывают посевы мелкодисперсной взвесью. Она не стекает с поверхности растений, не уносится ветром за пределы поля, а работает точечно на подкормку или защиту растений. В то же время из стран Запада в 90-е и нулевые годы нам навязывали технологии с тотальным поливами крупными каплями из форсунок, с сильно завышенными рабочими концентрациями химикатов, которые губительны и для людей, и для природы. Мы от такого подхода давно ушли!

О развитии сверхлёгкой авиации говорят и цифры – если 20 лет назад в Южном федельном округе была одна компания по авиахимобработке, сегодня таковых многие десятки. На территории региона постоянно работает на полях около 80 летательных мини-аппаратов. 

Попали под удар

Однако сейчас эта сфера оказалась в уязвимом положении. С начала марта и на неопределенный срок закрыты полёты любых аппаратов малой и сверхлегкой авиации (сельхозавиации) по оси от Краснодарского края до Белгородчины, Курской области. Сюда попало и 50% посевных и наиболее продуктивных площадей Волгоградской области, весь запад региона. По словам Сергея Генералова, механизм получения разрешения на единичные полёты любых гражданских судов в закрытой зоне отсутствует. А значит, есть вероятность, что в этом радиусе сельхозавиации не будет работать, как минимум, ещё несколько месяцев, наиболее важных для обработки посевов. Сейчас нужно оперативно найти межведомственное решение по использованию воздушного пространства в интересах АПК.

   
   

– Малой авиации необходима срочная «перезагрузка» в отношении к нам всех ведомств, начиная от облкомсельхоза и заканчивая Росавиацией и федеральными министерствами, – полагает Сергей Генералов. - Но вместо этого речь идёт о том, что из-за особой ситуации этого года поддержки аграриям со стороны малой авиации ждать не стоит. Считаем, такой подход в корне неверен. Мы настолько тесно уже встроены в современные технологии агропроизводства, что нивелирование малой авиации может отбросить всю отрасль на десятки лет назад. Но нужно ли нам повторение  ситуации 96 года и стопроцентно фуражное зерно? 

В пользу позиции авиаторов говорит и тот факт, что ведущий эксперт региона по сельхоз­отрасли, к. с.-х н. Ольга Гурова уже предупредила: вредителей в этом году будет как никогда много, они отлично перезимовали. Если не принять защитные меры сейчас, о хорошем урожае и качественном зерне можно не мечтать. А целью для региона на этот год поставлено не только собрать значительный урожай (4,7 млн тонн зерна), но и высококачественный.

Режут крылья

Впрочем, и без этого проблем у малой авиации по всей стране немало из-за забюрократизированной системы. До сих пор в России нет отечественных серийных машин подобного класса, если не считать технически и морально устаревшие АН-2.

Серийный Ан-2 уже давно морально и технически устарел. Фото: АиФ/ Григорий Белозеров

В большинстве регионов таких аппараты уже списаны и сняты с эксплуатации. Все попытки наладить производство современных аппаратов малой авиации крупными предприятиями и конструкторскими бюро были со временем свернуты. Что имеем в итоге? Сверхлёгкие аппараты собираются в России очень малыми партиями. Они не признаются Росавиацией серийными образцами. На их вылеты нужны единичные разовые допуски, с получением свидетельства эксплуатанта также возникают огромные трудности. И это лишь одна из вершин айсберга.

Но есть и позитивные факты, способные продвинуть отрасль малой авиации вперёд. Так, в одном из авиаклубов области заявлено о запуске с этого года курсов подготовки авиаторов для АПК, а с одним из местных заводов ведутся переговоры о выпуске собственных сверхлёгких летательных аппаратов. 

Одновременно в сотрудничестве с Волжским политехническим институтом авиаторами отрабатываются технологии тушения с воздуха сельхозпалов и эффективного внесения препаратов защиты растений.