Волгоградка Анна Дорохина стала коллекционером около пяти лет назад. За это время она собрала экспозицию больше чем в 200 экспонатов. И это не только прялки, но и рушники, шкатулки, сундуки, пестери, ковши, ложки, короба и другая утварь.
Все экспонаты датируются концом 19-го началом 20 века. Каждый — особенный. Со своим характером и энергией. По домашнему музею прогулялся журналист «АиФ-Волгоград».
Тяга к прошлому
Все, что нас окружает, имеет свою уникальную историю. И когда попадаешь в прялочную Анны Дорохиной, можно услышать все эти рассказы буквально из первых уст.
Анна считает, что именно жизнь в городе разбудила в ней тягу к старинным вещам. Однажды она захотела купить прялку, чтобы быть похожей на женщин прежних времен. С этого и началась ее история погружения в прошлое.
«Все это настоящие вещи, от которых идет невероятная энергетика доброты — рукодельницы и мастера, — делится ощущениями Анна. — Вот в этом пространстве прялочной вместе с нами находятся еще примерно 100 женщин, которые проводили большую часть жизни за своими прялками. Пели, вели задушевные беседы, смеялись, строили планы. Здесь забываешь обо всех своих насущных мыслях, словно делаешь шаг назад, к нашим предкам».
В коллекции у Анны прялки из разных регионов России. Есть из Костромской, Ярославской, Архангельской, Тверской, Вологодской областей. Есть из регионов Центрально-черноземного района России.
Каждая пришла своим путем: есть подарки, есть приобретения, есть случайности.
«Мне дороги все предметы из моей коллекции, — признается Анна, — а то, как они ко мне попадают это самое настоящее волшебство. Для меня важно сохранить их аутентичность, поэтому я ничего не реставрирую и стараюсь в мельчайших деталях узнать их историю, путь до меня».
Например, в коллекции есть прялка, которая выступала декорацией в съемках на «Мосфильме» в картине «Легенда о Коловрате». Сначала Анне ее продали, но потом вернули деньги. Или презент от жителя Карелии, который прислал в дар прялки из карельской березы своих бабушки и прабабушки.
Однако не всегда удается заполучить прялку, на которую «положил глаз». Бывает, что долгожданная находка ускользает навсегда.
«Я сделала вывод, что если эта вещь твоя, то она обязательно к тебе придет, а если нет, то и расстраиваться не стоит, — рассказывает коллекционер, — этому меня научил случай с прялкой из Северодвинска. Когда я уже шла на почту ее забирать, продавец отозвала посылку. Мне было обидно до слез. Но через время звонит продавец. Оказывается, прялка пришла в разбитом состоянии, поврежденной в нескольких местах, и она решила отправить ее мне обратно. Вот такое притяжение между нами случается».
Глухарь – к достатку, конь – к удаче
Гулять по прялочной можно несколько часов кряду. Прялки отличаются друг от друга не только росписью, но и формой. Привлекла мое внимание ярославская прялка, похожая на женскую фигуру с немного наклоненной головой. И действительно это оказалась женщина в национальном наряде и кокошнике. Понравилась и тотемская «зеркалинка»: мастерица, сидя за веретеном, могла любоваться собой в зеркале, а от ее движений звенели латунные украшения на лопасти, заполняя музыкой избу.
Почти все прялки оказались датированными или с именной надписью. Хозяек звали Татьяна, Настасья, Елена. На одних изображены сцены чаепития или сватовства, на других — цветы, олени, кони и всадники, птицы. Все это тоже имело свой смысл. Глухарь — к достатку, конь — к удаче
По мнению Анны, несмотря на то, что мы уже так далеко ушли от наших обычаев и традиций, генетический код все же в нас есть. И она нашла этому подтверждение.
«В моей коллекции есть маленькая, невесомая мезенская прялочка, детская. Я нашла ее в закромах коллекционера в Москве и сразу решила, что заберу с собой, — вспоминает Анна, — и вот сижу я с ней на остановке. Она действительно в глаза не бросается, светлая, с почти стертой тонкой росписью, издалека неприметная. Подходит ко мне мама с девочкой лет пяти и говорит: „Подскажите, а что это у вас в руках? А то дочке интересно“. Я тогда удивилась, что малышку заинтересовала деревянная непонятная вещь, ведь не кукла же».
А дело в том, что первую прялку девочке дарил отец, когда ей исполнялось 5-6 лет. С этого возраста она под маминым присмотром училась прядению и вышиванию. Может и закономерен такой интерес? И не до конца мы разорвали связь со своим родом и предками?»
И во многом подогревается он благодаря таким, как Анна, людям.
Особенность её музея-прялочной в том, что там все можно потрогать руками и даже попробовать прясть, вернувшись на сотню лет назад.
«Знаете, я стала замечать, что стала вдумчивее, рассудительнее, бережнее и это пришло в мою жизнь с прялками. Все предметы, которые находятся у нас дома — это наш личный музей под названием „Жизнь“. И какие это будут предметы, зависит только от нас. Я решила окружить себя прялками и нашла в этом своё увлечение на долгие годы, — делится наблюдением Анна. — Здесь не все, у мамы дома еще штук 10, у меня столько же. Я мечтаю привезти с Русского Севера старинный деревянный сруб и разместить музей там. Очень хочется, чтобы после меня осталось что-то настоящее».
Ранее «АиФ-Волгоград» рассказывал о волгоградской певице Алевтине Егоровой, которая исполняла на английском языке гимн Олимпиады в Сочи.
Читайте нас в Telegram.



